Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе

Страница 2

В учебнике должны быть вопросы и задания, извлечения из источников права, а также наглядный материал.

Обычно выделяют группу вопросов воспроизводящего характера для закрепления правовых знаний. Другие задания носят творческий характер. В современных учебниках задания разноуровневые, более сложные отмечены звездочкой (*). С опорой на последние можно выстраивать работу со школьниками, которые имеют хорошие знания, большую обученность.

На первом уроке учитель должен рассказать об учебнике, его структуре, символах и т. д. Например, в учебниках «Основы правовых знаний» Российского Фонда Правовых Реформ каждый текст параграфа начинается с небольшого рассказа из жизни школьников. По мнению авторов, таким образом привлекается интерес ученика к новой правовой информации. В параграфе есть схемы, рисунки ведущих понятий. На них следует обратить внимание. После каждого параграфа (он назван «урок») содержатся вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы, а также словарь понятий.

В ходе работы над новой проблемой ученики могут обращаться к учебнику, чтобы прочитать определение, правило и т. д.

Закрепление правовой информации осуществляется путем решения правовых задач. Важно научить ученика использовать документ, закон и т. д. для защиты своей точки зрения. Обычно к извлечениям из нормативно-правовых актов поставлены вопросы, задания. Так организуется целенаправленная работа с текстом. В другом случае источники права содержатся в конце книги. Тогда учитель ставит вопросы к тексту, обучая использовать известные нормы для решения конкретной задачи.

М.Т Студеникин прописал итоговые умения при работе с учебником, которыми должны обладать ученики на каждой ступени своего обучения:

5 класс — выделять главное в отрывке текста, пересказывать текст, составлять план рассказа.

6 класс — находить основную информацию по теме, сравнивать разные понятия по тексту.

7 класс — составлять сложный план, излагать материал нескольких параграфов, применять разные виды наглядности.

8—9 классы — доказывать свою точку зрения, сопоставлять тексты двух учебников, составлять планы тем.

10—11 классы — излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем; составлять план-конспект по нескольким темам, развивать и углублять содержание учебника сведениями из дополнительной литературы.

Учебники по праву своеобразны и тем, что информация, заложенная в их содержание, быстро устаревает. Учитель должен самостоятельно следить за новыми изменениями в законодательстве и обращать внимание учеников на них.

В 1859 г. Н.Я. Добролюбов сказал о том, что «мы еще долго не дождемся тех учебников, которые бы отражали все наши потребности, но то, что сделано на сегодня, — это большое движение вперед, ибо новые книги уже не искажают так беспощадно здравый смысл». Эти слова очень актуальны для характеристики современной учебной литературы по праву.

Мы уже знаем, что важным документом деятельности образовательных учреждений системы общего образования (школ) является Учебный план. Он содержит перечень предметов, распределение их по годам обучения и т. д. Он создается на основе Базисного плана, утверждаемого Минобразования РФ. Базисный учебный план — это государственный документ, в котором определена максимальная учебная нагрузка, допустимая для образовательной деятельности; представлено то количество часов, которое рекомендуется отводить на изучение отдельных учебных предметов; указано, какие учебные предметы должны изучить школьники на разных ступенях своего обучения.

Например, в 2001 г. в Министерстве образования РФ был утвержден Базисный учебный план. Сначала по нему стали работать с 1 сентября школы, которые были включены в эксперимент по 12-летнему обучению (1941 школа). В сравнении с предшествующими документами в нем сокращен объем учебного материала, подлежащего обязательному усвоению. Сокращено время на изучение отдельных образовательных областей, а также время на выполнение домашних заданий. Объем аудиторной нагрузки школьников, а также объем домашних заданий по классам соответствует предельно допустимым нормам нагрузки, определяемым действующими Сан ПИН-ми. План предусматривает работу общеобразовательных учреждений по пятидневной учебной недели. Но для школ, где реализуются программы с углублением и расширением содержания, в том числе в области правовой подготовки школьников, рекомендуется введение шестидневной учебной недели в основной и старшей школе. В новом учебном плане заложена большая возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В рамках школы вводятся занятия по выбору для учеников. Впервые введен в план так называемый ученический компонент. Он предполагает индивидуальную работу с учениками, занятия поискового и активно-двигательного характера, позволяет обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. Базисный учебный план создает условия для изменений в школьном образовании, обновлений его содержания в рамках новой структуры, внедрения новых форм обучения — дистанционное обучение, цикличные формы обучения и проч. Базисный учебный план ориентирован на дальнейшую гуманитаризацию образования. На старшей ступени школы организуется профильное обучение. Ученик может выбрать спецкурсы по праву для углубленного изучения основ юриспруденции. Учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для отдельных направлений образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов: базовых, профильных, специализированных — из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать практически свою, строго индивидуальную программу обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Идея рефлексивного подхода
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования. Рефлексивная культура характеризуется: • готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; • умениями обретать новые смыслы и ценности; • умениями ...

Стили воспитания
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. ...

Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
Среди основных категории детей, нуждающихся в социальной защите социальный педагог, работающий в ДОУ, может столкнуться со следующими категориями: 1. Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития [14;105]. Эта ка ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru