Ометодическихприемахправовогообучения

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Ометодическихприемахправовогообучения

Страница 5

Такая работа может проводиться на контрольно-обобщающих уроках, когда необходимо систематизировать знания, проверить степень усвоения материалов разных тем.

На чем же основывается данная методика?

Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человеку определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один обучаемый даст очень поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям слов. Другой же представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этого понятия. От чего это зависит? В первую очередь, от обученности человека и развитости у него понятийного мышления. Исследования показали, что операции с понятиями могут выступать методами не только диагностирования знаний, но и средствами развивающего обучения. Посредством такой методики у школьников создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого правового курса. Развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию. Используя методику внеконстекстных операций с ведущими правовыми понятиями, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого школьника. Активизируется и познавательная деятельность обучаемого, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.

В рамках такой работы можно предложить простые операции с изученными юридическими конструкциями: узнавание термина, определение его понятия, раскрытие содержания и объема понятия, установление связей такого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями, раскрытие практических действий, которые можно осуществлять с этим понятием. Целесообразнее обратить внимание и на более сложные виды работ: показ того, как толкуют понятие различные авторы, объяснение генезиса этого понятия, умение разъяснить, как используется это понятие в других науках, отыскание синонимов этого понятия и проч. В процессе такой диагностики обучаемые выстраивают терминологические модели, блок-схемы, в которых отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так, обучаемые, пользуясь методом абстрагирования, а также сравнительно-юридическими операциями, определяют, например, отличительные признаки актов применения права от нормативно-правовых актов.

Вот некоторые примеры того, как можно использовать метод терминологических моделей на уроках права. Его можно отнести к практическим методам обучения.

Обратим внимание на то, почему разнообразная работа с понятиями эффективна для деятельности самого учителя. Внеконтекстные операции с базовыми юридическими понятиями позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень наглядности изучаемого материала.

В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Задание 1

Даем ученикам следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.

Вопросы и задания к понятиям:

1. Дать определение понятия «право», раскрыть его содержание и сопоставить с понятием «закон».

2. Выделить термины, отражающие систему права, и расположить их в дедуктивном порядке.

3. Найти в списке термины, отражающие систему права, и расположить их в индуктивном порядке.

4. Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать свой подход.

Ответы учеников могут быть такими:

1. Право система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер. Разве можно назвать правовым бывший Закон СССР о детском расстреле или положение УПК о том, что главным доказательством виновности человека в содеянном является его собственное признание? Все это примеры истории прошлых лет.

Закон это высший юридический акт государства, в котором и выражается право.

3. Схема представляется наоборот, начиная с «нормы права».

Задание II

Дескрипторное описание терминов можно показать в рамках следующей деятельности. Ученикам предлагается расположить в иерархической связи (юристы говорят: соподчиненности) следующие термины: Федеральный Закон, Указ Президента РФ, Нормативный акт мэра города, Конституция РФ, Постановление Правительства РФ, Инструкция министерства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Проверка умения ребят работать по обобщенному плану
В старших классах общеобразовательной школы №24 проводился эксперимент с целью проверить умение ребят работать по обобщенному плану при работе с физическими величинами. Оба класса – 10 А и 11 А – имеют социально – экономический уклоны и наиболее успевающие среди параллельных классов. Каждый ученик ...

Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая ...

Нетрадиционные формы урока на среднем этапе обучения
До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от нее. Одним из важных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. Как нельзя усваивать лексику, не изучая одновременно грамматичес ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru