Ометодическихприемахправовогообучения

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Ометодическихприемахправовогообучения

Страница 5

Такая работа может проводиться на контрольно-обобщающих уроках, когда необходимо систематизировать знания, проверить степень усвоения материалов разных тем.

На чем же основывается данная методика?

Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человеку определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один обучаемый даст очень поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям слов. Другой же представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этого понятия. От чего это зависит? В первую очередь, от обученности человека и развитости у него понятийного мышления. Исследования показали, что операции с понятиями могут выступать методами не только диагностирования знаний, но и средствами развивающего обучения. Посредством такой методики у школьников создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого правового курса. Развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию. Используя методику внеконстекстных операций с ведущими правовыми понятиями, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого школьника. Активизируется и познавательная деятельность обучаемого, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.

В рамках такой работы можно предложить простые операции с изученными юридическими конструкциями: узнавание термина, определение его понятия, раскрытие содержания и объема понятия, установление связей такого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями, раскрытие практических действий, которые можно осуществлять с этим понятием. Целесообразнее обратить внимание и на более сложные виды работ: показ того, как толкуют понятие различные авторы, объяснение генезиса этого понятия, умение разъяснить, как используется это понятие в других науках, отыскание синонимов этого понятия и проч. В процессе такой диагностики обучаемые выстраивают терминологические модели, блок-схемы, в которых отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так, обучаемые, пользуясь методом абстрагирования, а также сравнительно-юридическими операциями, определяют, например, отличительные признаки актов применения права от нормативно-правовых актов.

Вот некоторые примеры того, как можно использовать метод терминологических моделей на уроках права. Его можно отнести к практическим методам обучения.

Обратим внимание на то, почему разнообразная работа с понятиями эффективна для деятельности самого учителя. Внеконтекстные операции с базовыми юридическими понятиями позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень наглядности изучаемого материала.

В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Задание 1

Даем ученикам следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.

Вопросы и задания к понятиям:

1. Дать определение понятия «право», раскрыть его содержание и сопоставить с понятием «закон».

2. Выделить термины, отражающие систему права, и расположить их в дедуктивном порядке.

3. Найти в списке термины, отражающие систему права, и расположить их в индуктивном порядке.

4. Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать свой подход.

Ответы учеников могут быть такими:

1. Право система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер. Разве можно назвать правовым бывший Закон СССР о детском расстреле или положение УПК о том, что главным доказательством виновности человека в содеянном является его собственное признание? Все это примеры истории прошлых лет.

Закон это высший юридический акт государства, в котором и выражается право.

3. Схема представляется наоборот, начиная с «нормы права».

Задание II

Дескрипторное описание терминов можно показать в рамках следующей деятельности. Ученикам предлагается расположить в иерархической связи (юристы говорят: соподчиненности) следующие термины: Федеральный Закон, Указ Президента РФ, Нормативный акт мэра города, Конституция РФ, Постановление Правительства РФ, Инструкция министерства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
1. Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют: увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения и развитии; понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклон ...

Безразличная установка
Некоторые родители считают, что жизнь сама научит ребенка во всем разбираться, и поэтому специально заниматься половым воспитанием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате подростки, юноши и девушки порой не имеют представления о жизненно важных вещах. Некоторые не имеют поня ...

Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru