Ометодическихприемахправовогообучения

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Ометодическихприемахправовогообучения

Страница 4

Особый интерес представляют приемы работы с прессой на правовые темы. Так, при изучении прав человека и гражданина на уроках права в старших классах можно предложить ученикам проанализировать статьи отдельных газет, которые учитель подбирает заранее. Такая работа проходит по группам. Ученики читают материал, делают необходимые выписки и вырезают статьи. Школьники группируют материал средств массовой информации по трем разделам: как защищаются права, как соблюдаются права и как нарушаются права. Далее представители групп делают небольшое выступление о результатах работы.

Учитель, как организатор данной работы, знакомит учеников с правилами анализа правовой информации в статьях газет:

1. Прочти внимательно главные статьи газеты. Выбери те, которые необходимы.

2. Подумай, о каких правовых нормах идет речь? Вспомни эти правила.

3. Проанализируй ситуацию. Если правила нарушены, то каковы причины этого?

4. Выскажи свое мнение по содержанию материала.

5. Сделай вывод.

Обратим внимание начинающего учителя на некоторые особенности методики изучения юридических понятий.

А.З. Редько, Л.М. Кодюкова, В.Г. Карпов и др. считают, что основные понятия должны быть предметом пристального внимания учителя и учеников, а их усвоение может происходить постепенно; от простых к сложным, от тех, которые уже известны, к другим, которые могут быть осознаны путем объяснения через усвоенные понятия. Например, в 5 классе мы знакомим учеников с понятием «общественные правила поведения», затем к 8 классу мы расширяем информацию об этом, объясняя социальные нормы регулирования общественной жизни, обратив внимание на правовые. Следует учесть, что ученики к этому возрасту начинают мыслить абстрактно. Для того чтобы разобраться в сущности понятия, необходимо представить его признаки. Ученики должны научиться выделять основные и неосновные признаки понятия. К первым относятся те, без которых рассматриваемое явление не будет существовать. Например, существенным признаком трудового контракта является наличие договоренности о режиме работы и зарплате. В том случае, когда эти вопросы не оговорены, о трудовом контракте не может быть и речи.

Понятия выражаются в терминах— специальных словах, которые передают их смысл. Учитель должен пояснить термины, употребляемые при изучении темы. Можно показать историю возникновения слова, его употребления в юридической науке. Многие юридические термины, употребляемые в нашем языке, имеют глубокую историю существования со времен римского права. Например, слово «сервитут» означало право пользования чужим земельным участком, строениями со стороны лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать

к такому пользованию. Правовые термины разъясняют через происхождение слова, поясняя примерами его употребление в речи. Не нужно на уроке представлять сложные термины, недоступные для понимания школьникам (в силу возраста, неизученности вопроса и проч.). Учитель права должен формировать юридически грамотную речь ученика, обратив внимание на верность использования слов при общении (устном или письменном).

Автор считает, что большую результативность в правовом обучении показала так называемая методика вне контекстных операций с базовыми правовыми понятиями. Она включает в себя разнообразные методические приемы работы с понятиями и весьма полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала, и при его систематизации. Поясним некоторые аспекты такой методики.

Внеконтекстные понятия — это те слова, которые учитель или ученик выделяет из текста параграфа, раздела учебника, книги по определенной теме. В этих понятиях концентрируется основной смысл изучаемого материала. Их можно назвать главными, базовыми словами темы. В некоторых учебниках по праву основные понятия к теме выписаны авторами в начале или в конце параграфа.

Например, к теме «Социальные нормы» в учебнике 8 кл. в рубрике «Словарь урока» представлены такие понятия: социальные нормы; правовые нормы; ответственность; мораль.

Учитель просит выписать понятия темы в тетрадь, затем показать наглядно, как эти понятия связаны между собой.

Ученики рисуют в виде логических цепочек, кружков, отдельной схемы и т. д. модель взаимосвязи понятий.

Представить правильную модель взаимосвязи понятий ученик может лишь тогда, когда он разобрался в теме. Такая работа осуществляется при закреплении изученного материала. К моделям учитель формулирует дополнительные вопросы, задания. Отличная оценка выставляется тому, кто верно показал связь понятий, выполнил задания (раскрыл устно их содержание и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Динамика и причины роста детской инвалидности
В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации,т.е. 4,5% всей детской популяции, относящиеся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2002 году в органах социальной защиты населения состояли на учете 642 тыс. детей- инвалидов в возрасте до 18 лет, что состав ...

Анализ результатов использования нестандартных уроков
Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска. Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса. Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения п ...

Наглядность как дидактический принцип обучения
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru