Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Страница 5

Особые дискуссии до сих пор вызывает вопрос о происхождении права.

3. В процессе изучения темы ребятам разъясняются понятия «правосознание», «правовая культура», «юридическая ответственность».

Учитель задает вопрос: «Почему право называют системой?» (Система — от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность.) Пусть ребята сами догадаются об этом, сравнивая право с любыми другими нормами в обществе. Но доске вывешивается схема: норма права институт права подотрасль права отрасль права право

Норма права — первичная клеточка права. Объединяясь с другими, она образует институт, подотрасль и отрасль права.

Учеников следует познакомить с основными отраслями права. Для этого предлагается выполнить такое задание.

Внимательно прочитав сущность и разъяснение основных

отраслей права, представленных в учебнике, ученики должны указать, нормами каких отраслей права регулируются следующие ситуации, доказав свой ответ конкретными пояснениями:

1) Предприниматель Федя торговал с рук в неразрешенном для этого месте у мэрии города. Сотрудник милиции предупредил его о том, что такая деятельность здесь не разрешена. Федя громко закричал нецензурной бранью, поясняя, что в нашей стране по законам можно торговать всем чем угодно и где угодно. Торговец был оштрафован. (Административное право. Конфликт возник между сотрудником милиции, наделенным властными полномочиями, и гражданином.)

2) Вадим угонял автомобили. В некоторых случаях воровал отдельные детали, механизмы дорогих машин. Совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции. (Уголовное право. Вадим совершал опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом.)

3) В стране началась предвыборная агитация. Однако местная администрация г. N попыталась запретить деятельность партии «ф» (партия ничего не нарушала, не совершала запрещенных законом действий), мотивируя это тем, что партий и так уже много. (Можно рассматривать в плоскости конституционного права. Основной закон страны устанавливает принципы государственного устройства, признавая многопартийность (ст. 13 Конституции РФ.).)

4) Вася купил в магазине «Норд» холодильник, который оказался плохим и перестал работать уже на второй день. Вася решил вернуть товар обратно. (Гражданское право. Речь идет об имущественных отношениях, договоре купли-продажи.)

5) Директор фирмы вынес благодарность и издал приказ о премировании работника Иванова. (Трудовое право. Правовые отношения возникли между работником и работодателем.)

6) Судья вынес постановление о слушании дела при закрытых дверях в связи с необходимостью неразглашения государственной тайны. (Процессуальное право. Речь идет о разрешении уголовного или гражданского дела.)

7) Брачный возраст в России устанавливается в 18 лет, и Олег с Таней, достигнув этого возраста, подали заявление в ЗАГС. (Семейное право. Речь идет о порядке заключения брака.)

Обобщая итоги выполнения такого задания, учитель должен пояснить, что все нормы отраслей права содержатся в источниках права. Так называют форму права (то, во что облекается право).

Правовые нормы, заключенные в них, стоящие на более высокой ступеньке, обладают большей юридической силой в сравнении с нижестоящими. В цивилизованном правовом государстве не может быть противоречий между разными нормативными актами, которые конкретизируют и развивают положения Основного закона страны.

Ребятам предлагается подумать, как можно преодолеть юридические коллизии (противоречия) и чем следует руководствоваться, если:

— положения Указа Президента страны противоречат Конституции РФ? (Следует руководствоваться Конституцией, она обладает высшей юридической силой.)

— правила, установленные указом мэра города, противоречат недавно изданному Постановлению Правительства России? (Следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ.)

Прецедент — это решение суда или должностного лица по конкретному делу, которое носит нормативный характер.

Во многих случаях источником права считают договор. Это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права. Все договоры по функционально-содержательной природе разделяются на индивидуальные и нормативные (как, например, договор между Россией и Францией о торговом сотрудничестве). Нормативный договор всегда рассматривается как источник права. Он устанавливает правовые нормы, обязательные для многочисленного круга лиц. Основные признаки нормативного договора заключаются в следующем:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Развитие наглядно-образного мышления детей средствами конструирования из бумаги
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать. В настоящее время м ...

Направления воспитательной работы
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы ил ...

Современные проблемы технологического образования школьников
Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса. Одним из важнейших и необходимых условий решени ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru