Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Страница 2

2. Ученики приступают к самостоятельному выполнению задания и применяют впервые показанную им операцию.

3. Выполняются тренировочные задания, чтобы прочно закрепить и углубить знания, навыки обучаемых.

4. Применяют умение по типу все более отдаленного переноса.

Поясним это на основе формирования умений давать юридическую консультацию конфликтующим сторонам правовой ситуации и решать правовую задачу.

Во-первых, обучаемым следует показать последовательность действий, составляющих конкретный прием, необходимый для решения задачи. При решении правовой задачи по теории права и конституционному праву можно воспользоваться следующей памяткой:

1. Внимательно прочти условие задачи полностью.

2. Определи область права, которая регулирует предложенную ситуацию.

3. Выдели возникшее правоотношение, его составляющие элементы.

4. Определи правовые нормы, которые устанавливают правомерные модели поведения субъектов права.

5. При необходимости найти правовые нормы в нормативно-правовых актах прочитай соответствующий раздел учебника по теме.

Определи, кто из участников правового отношения нарушил норму права, что необходимо сделать, чтобы защитить права, и т. д.

7. Сделай вывод.

Во-вторых, учитель права предлагает школьникам решить другую задачу по образцу, при этом он руководит этой работой.

В-третьих, запомнив прием, школьники начинают его применять самостоятельно при решении других задач. Многократно повторяя одни и те же этапы своей деятельности, школьники усваивают их и начинают использовать в нестандартных ситуациях, при изучении нового материала.

Однако, если школьник просто усвоил способ действия, прием, этого мало для формирования умений. Необходимо, чтобы ученик был инициативным, находил новые варианты решения задач, осуществлял перенос умения.

Рассмотрим примеры модельных уроков по темам теоретического характера и вопросам изучения конституционного права. При этом обратим внимание начинающего учителя на следующее. При подготовке к уроку необходимо определить цель, соотнести ее с прогнозируемым результатом (это лучше прописать в разделе «Что должен знать, уметь школьник после изучения темы»). Обязательно составляем план урока, выделяем основные понятия, которые необходимо усвоить.

Учителю необходимо разнообразить урок различными формами деятельности. Например, в ниже приведенном уроке используется прием «путешествия во времени». Педагог должен показать школьникам существование разнообразных подходов к пониманию права, а чтобы суметь их понять и проанализировать, ученики знакомятся с первоисточником (извлечениями из высказываний юристов, общественных деятелей и проч.). Школьники работают по группам, получив одинаковую установку: проанализировать текст, ответить на вопросы, разъяснить, как понимали право в определенную эпоху, сформулировать свое отношение к понятию. Итак, от воспроизведения информации школьники переходят к ее творческому осмыслению.

При решении задач, анализе жизненных ситуаций ученики высказывают свою позицию и аргументируют ее.

Ребятам предлагается по группам придумать любые жизненные ситуации, которые бы регулировались конкретными социальными нормами (обычаем — в автобусе молодой человек уступил место пожилой даме, соблюдая древний обычай почитания старших; религиозными нормами — при входе в православный храм женщина надела косынку на голову; правовыми — при покупке хлеба в магазине Вася заплатил деньги, . а продавец отдал ему хлеб и т. д.).

Ученик, выступающий от имени группы, рассказывает ситуацию и поясняет суть общественных правил, которые ее регулируют. (Религиозные нормы — правила поведения верующих людей, связанные с божественными началами; моральные нормы — правила, основанные на представлениях о добре и зле, плохом и хорошем; и т. д.)

Эксперт (наиболее подготовленный ученик, с аналитическим складом ума) выслушивает выступления групп и заполняет таблицу на доске.

В конце изучения первого вопроса делаем вывод: человек, в отличие от животных, научился регулировать свое поведение. Он создал специальные общественные нормы-регуляторы, которые позволили установить в обществе стабильные отношения. Еще в древности люди поняли, что борьба уничтожит их, а потому надо было продумать правила, определяющие взаимоотношения между людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Методика проведения обобщающих уроков
Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть предста ...

Особенности профессионально-педагогической деформации личности
профессиональный педагогический деформация личность Педагогическая деятельность «богата» профессиональными деформациями личности, характерными только для данного вида деятельности. Это обусловлено как принадлежностью педагогической профессией к социономической группе, так и теми особыми требованиям ...

Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей. Средства: - комплекты наглядно- дидактического материала для занятий; - оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; - методические пособия для воспитателя и конспекты; - ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru