4. Учитель обращает внимание на применение средств обучения, основные трудности темы и пути их преодоления. Учитель анализирует трудности изложения материала в учебнике, на уроке; в процессе усвоения учениками.
Приведем в пример некоторые варианты уроков:
Урок «экология и право»
познакомить учащихся с особенностями экологического права, сущностью некоторых экологических проблем, обязанностью беречь природу.
План.
|
2. Правовое регулирование экологических проблем того региона, где проживают обучаемые.
Проведению занятий по экологическому праву может предшествовать серьезная целенаправленная работа школьников по сбору материала краеведческого характера. Здесь ученики осуществляют исследовательскую работу, выясняя, какие проблемы экологического характера волнуют именно их город, район, область и проч. В этой связи подобные уроки могут проводиться в форме миниконференции, на которой обучаемые
|
На таком уроке можно провести диспут, при наличии возможности пригласить представителей власти, работников экологических комитетов и проч.
Учитель в форме рассказа тем не менее должен пояснить, что такое экологическое право, какие источники регулируют эту область общественных отношений. Ребята должны запомнить ведущие правовые нормы, можно предложить серию задач правового характера, в которых обучаемые должны выступить в качестве экспертов, консультантов. В конце урока подводятся итоги, дается задание на дом.
К настоящему времени многие специалисты пришли к выводу о важности изучения вопросов экологии с позиции права. Вот мнение и советы С. Морозовой, ведущего специалиста в области методики права из С.-Петербурга.
«Проблемам экологического образования посвящены многочисленные методические рекомендации и учебные пособия. Экологические знания являются важным компонентом программ по географии, химии, ботанике. Как правило, эти программы знакомят с социальным, этическим, эстетическим, экономическими аспектами экологии. Включение в правоведческие программы тем, связанных с экологией, ставит проблему методики преподавания эколого-правовых знаний в школе на первый план.
Существенное изменение целеполагания уроков но эколого-правовым темам, включение их в программы предметов, систематизирующих и обобщающих социальные знания, актуализирует традиционную методическую проблему межпредметных связей. Как частное решение данной проблем в можно предложить использовать систему творческих заданий для уроков-практикумов интегрированного типа, когда на занятиях естественнонаучного цикла школьники разрабатывают проекты экологических правил поведения, а на уроках правоведения перед ними ставится задача обоснования этих правил с позиций требований экологического права. Цель подобных занятий состоит в формировании личностно-осознанных эколого-правовых установок.
Практики показывают, что рациональным средством, позволяющим преодолеть формальный характер эколого-правовых ориентаций учащихся, является ознакомление их с экологической ситуацией в конкретной местности на основе учебных социологических исследований. Например, темами данных исследований могут быть: «Экологическое состояние школы: правовой аспект», «Правовые средства оздоровления экологической обстановки в нашем микрорайоне (дворе)». Таким образом появляется возможность поставить проблему регионального компонента правового образования, а тема «Краеведение на уроках эколого-правовых знаний», думается, найдет своих исследователей.
Как возможную форму межпредметных связей, формирующих целостность экологического миропонимания, можно рекомендовать повторительно-обобщающие уроки на основе дидактических игр интегрированного типа.
В качестве обязательных для выпускника основной школы представляется актуальным осветить три вопроса, которые могут быть рекомендованы как темы самостоятельных уроков:
Значение, задачи и функции контроля знаний
Контроль над качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии. На основе, полученной в результате проверки информации, учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школь ...
Характеристика крупных диких животных одного экологического сообщества
экологическое понятие дошкольник Волк — хищное млекопитающее из семейства псовых (собачьих). Похож он на большую собаку с длиной тела от 1 до 1,6 метра, весом 43-45 кг. Некоторые экземпляры на Аляске весили до 79 кг. Волк всегда считался врагом человека и был во многих странах (в Англии, например) ...
Инновационные методы обучения
Модульная технология обучения - педагогическая технология, построенная по принципу модульного содержания и процесса обучения. Смыслом модульной технологии обучения является такое изменение организационных основ педагогического процесса, которое обеспечивает условия для индивидуализации и дифференци ...