1. Право человека на благоприятную природную среду — фундаментальное право человека.
2. Экологические права и обязанности граждан России и государства.
3. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение.
В результате изучения этих тем выпускник основной школы должен усвоить следующие понятия и положения: благоприятная природная среда; международное право — одна из гарантий экологической безопасности; экологические отношения; природный объект, подлежащий правовой охране; зоны экологического бедствия; экологическое правонарушение; юридическая ответственность за экологические правонарушения и ее виды.
Рассмотрим конкретную модель урока по теме «Право человека на благоприятную природную среду — фундаментальное право человека».
В качестве актуализации проблемы для беседы можно предложить учащимся обсудить два вопроса:
— Как соотносятся природа и общество?
— Какие у тебя взаимоотношения с природой?
Обучаемые приходят к следующим выводам: человек является частью природы; природа выступает в качестве естественного условия жизни и деятельности человека. Человек стремится к тому, чтобы природные условия были пригодны для его существования; природа является источником и средством производства материальных благ; природа — источник эстетического наслаждения человека.
Дальнейшее обсуждение можно организовать с помощью следующей группы заданий: приведите примеры использования природы в хозяйственных целях; поясните, как вы понимаете рациональное использование природы. В результате беседы учащиеся должны ясно представлять различные формы взаимодействия общества и природы, вспомнить характеристики современной экологической ситуации, назвать основные проявления экологического неблагополучия.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» способствует укреплению экологического правопорядка. Он обеспечивает экологическую безопасность на всей территории России. На ее пространствах встречаются все природно-климатические зоны, кроме тропиков. Они включают огромное разнообразие ландшафтов, экологических систем. Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России. В процессе взаимодействия человечества и природы складываются определенные общественные отношения, называемые экологическими. Регулируя экологические отношения, государство определило законодательно те объекты природы, которые подлежат правовой охране.
Задание учащимся на уроке:
— перечислите, какие природные объекты вы знаете;
— какие из предложенных вами природных объектов подлежат правовой охране? Какие объекты природной среды, подлежащие охране, не были названы? Какие объекты природной среды нашей местности подлежат охране? Прочитайте статью 4 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».
Задание: Объекты окружающей природной среды, подлежащие охране, — это природные объекты, выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции. Подумайте, почему нужна правовая охрана природы? Сделайте вывод, в чем состоит значение правовой охраны природы.
Правовая охрана природы — важный способ защиты внешней среды. Человек не всегда в состоянии осознать всю взаимосвязанность предметов и явлений природы. Он никогда не может отказаться от достижения каких-то своих экономических интересов, причиняющих вред природе. Потребительская психология населения, легкомысленные представления о безграничности и неистощимости природных богатств России привели к тому, что появились районы, которые признаны зонами экологического бедствия. К признакам зоны экологического бедствия относятся: полное разрушение экологической системы, глобальное, устойчивое загрязнение среды, полное отсутствие питьевой воды, гибель лесов и животного мира, высокий уровень смертности и заболеваемости населения.
Закон стоит на страже природной среды. Он устанавливает правила, позволяющие предотвращать нарушения экологического равновесия. Сочетать экономические и экологические интересы людей в определенной степени позволяет законодательство. Закон формулирует экологические требования к обществу, государству и отдельному гражданину.
Задание: Каковы полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды? Изложите свое мнение по вопросам правовой охраны окружающей природной среды вашего микрорайона. Какие правовые нормы создают условия для оздоровления экологической обстановки?
Не менее значимыми являются вопросы ответственности за содеянное. На эти вопросы тоже следует обратить внимание школьников. Вот как это можно сделать.
Модель урока по теме «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»
Урок начинается с проигрывания учебно-правовой ситуации:
Самостоятельная работа обучаемых по праву
В последние годы особую популярность приобрели различные методы правового образования, активизирующие именно самостоятельную работу обучаемых на уроках и во внеурочное время. Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, форму выражения, которая ...
Концептуальные идеи адаптивной школы
Без определения, понимания и переосмысления концептуальных идей сегодня уже практически невозможно обоснованно спроектировать образовательный процесс в школе и управление им. Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученичес ...
Потребительская установка
В качестве особого явления эта установка более характерна для воспитания девочек. Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае н ...