Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 1

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий сознание программы проведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Воображение, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Оно выступает как необходимая сторона художественной, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.

Для более точного рассмотрения феномена воображения вообще, мы обратились к области общей и возрастной психологии. По мнению отечественного психолога Р.С. Немова, воображение – это психологический процесс, выражающийся:

в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

в продуцировании образов, которые не программируются, а заменяют деятельность;

в создании образов, соответствующих описанию объекта (Немов Р.С.)

Таким образом, воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Сущность воображения, если говорить о механизмах, заключается в преобразовании уже имеющихся представлений, т.е. о создании новых образов на основе имеющихся.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; однако в данном случае пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в этом ограниченность воображения. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы мышления, памяти, восприятия. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Воображение может находить своё проявление в четырех видах: активном, пассивном, продуктивном и репродуктивном.

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Сущность пассивного воображения заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Отличие продуктивного воображения от других его разновидностей в том, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется и осмысливается.

При обращении к репродуктивному воображению - задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Так с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом или реализмом.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же и выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но и никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, полёт творческой фантазии, которых уже не удовлетворяют реалистические, а тем более, натуралистические средства выражения. Однако, эта реальность, пропускается через продуктивное воображение творцов, которые её по-новому конструируют, с помощью цвета, света, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и в музыке), представляя объективный мир в геометрических фигурах (кубизм) и т. д …

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. ...

Воображение как фактор системы музыкального восприятия
В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности ин ...

Проблема лидерства в творческих коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других. Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии. Лидерство - один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд, казалось бы, в ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru