Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 1

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий сознание программы проведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Воображение, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Оно выступает как необходимая сторона художественной, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.

Для более точного рассмотрения феномена воображения вообще, мы обратились к области общей и возрастной психологии. По мнению отечественного психолога Р.С. Немова, воображение – это психологический процесс, выражающийся:

в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

в продуцировании образов, которые не программируются, а заменяют деятельность;

в создании образов, соответствующих описанию объекта (Немов Р.С.)

Таким образом, воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Сущность воображения, если говорить о механизмах, заключается в преобразовании уже имеющихся представлений, т.е. о создании новых образов на основе имеющихся.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; однако в данном случае пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в этом ограниченность воображения. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы мышления, памяти, восприятия. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Воображение может находить своё проявление в четырех видах: активном, пассивном, продуктивном и репродуктивном.

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Сущность пассивного воображения заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Отличие продуктивного воображения от других его разновидностей в том, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется и осмысливается.

При обращении к репродуктивному воображению - задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Так с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом или реализмом.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же и выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но и никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, полёт творческой фантазии, которых уже не удовлетворяют реалистические, а тем более, натуралистические средства выражения. Однако, эта реальность, пропускается через продуктивное воображение творцов, которые её по-новому конструируют, с помощью цвета, света, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и в музыке), представляя объективный мир в геометрических фигурах (кубизм) и т. д …

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Значение коммуникативных навыков в формировании личности
коммуникативный навык английский урок Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий пси ...

Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пси ...

Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи
Важной частью занятий по развитию речи является формирование умений выражать в ней разнообразные смысловые отношения. Эта работа воспитывает у детей логико-грамматическую сторону речи, новые слова осознаются и усваиваются лишь в связи с другими словами. В языковой системе выделяются виды смысловых ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru