Методики исследования мотивации учения и мышления младших школьников

Страница 2

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.

Группа №1. Младшие школьники от 7 до 12 лет (1-4 классы), обучающиеся по деятельностному метода Петерсон Л.Г.

По итогам анкетирования Лускановой Н.Г. были выявлены следующие уровни мотивации:

1 класс: 89 % опрошенных имеют высокий уровень мотивации. Эти ученики с желанием ходят в школу, любят домашние задания, рассказывают окружающим о своих школьных делах, имеют друзей среди одноклассников. 11 % - средний уровень мотивации. Желание приходить в школу, рассказывать окружающим о ней, играть и общаться с одноклассниками, радоваться встречи с учителем проявляются от случая к случаю.

2 класс: 66 % - высокий уровень мотивации; 34 % - средний уровень мотивации.

3 класс: 60 % - высокий уровень мотивации; 40 % - средний уровень мотивации.

4 класс: 48 % - высокий уровень; 52 % - средний уровень.

Вывод: в результате анализа данных, полученных методом анкетирования выявлено, что все ученики начальной школы при Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования московской области «Губернском профессиональном колледже» имеют высокий и средний уровень мотивации. Отклонений от возрастной нормы не обнаружено. Из процентного соотношения видно, что уровни мотивации младшего школьника от 1 класса до 4 класса снижаются. (Рис. 1) Это обусловлено возрастными изменениями эмоциональной, волевой и мотивационной сфер.

Рис. 1

Оценка творческого мышления проводилась по четырем шкалам: «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность», «Разработанность», которые были выявлены при помощи теста креативности Торранса.

Беглость

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели. Данные показывают, что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5–8 классы).

1 класс: 82% детей выполнили все 10 заданий; 8% - 9 заданий; 5% - 7 заданий; 5% - 5 заданий.

2 класс: 76% выполнили все 10 заданий; 6% - 9 заданий; 6% - 8 заданий; 6% - 7 заданий; 6% - 5 заданий.

3 класс: 77 % выполнили все 10 заданий, 9 % - 9 заданий, 9% - 8 заданий; 3% - 6 заданий.

4 класс: 84 % резидентов выполнили все задания, 8% - 9 заданий, 8% - 8 заданий.

Гибкость

Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

В результате исследования выявлено что:

1 класс - 62% тестируемых имеют индекс гибкости равный 100. 20 % имеют индекс от 90 до 70. Низкий индекс гибкости (от 50 и ниже) имеют 18 % резидентов.

2 класс – 64 % тестируемых имеют индекс гибкости равный 100. 36 % имеют индекс от 90 до 70. Низкий индекс гибкости (от 50 и ниже) не обнаружен.

3 класс – 92 % тестируемых имеют индекс гибкости равный 100. 8 % имеют индекс от 90 до 70. Низкий индекс гибкости (от 50 и ниже) не обнаружен.

4 класс – 96 % тестируемых имеют индекс гибкости равный 100. 4 % имеют индекс от 90 до 70. Низкий индекс гибкости (от 50 и ниже) не обнаружен.

По итогам оценки шкал «беглость» и «гибкость» можно сделать вывод: что высокий индекс беглости имеют почти все ученики 4 класс, а учащиеся 1 напротив имеют меньшее количество человек с таким индексом. Таким образом отмечается положительная динамика этих показателей. (Рис.2) Индекс возрастает, от 1 класса к 4 классу младшие школьники становятся более информированы, увеличивается их интеллектуальный потенциал.

Рис. 2

Оригинальность

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Использование усовершенствованных видов работ по развитию разговорной речи
Чтобы определить как разработано нами задание и упражнение влияют на развитие разговорной речи первоклассников, мы решили провести контрольный эксперимент. Далее на протяжении 3-х месяцев в обучении учащихся 1-Б класса на различных уроках и во внеклассное время использовались разработанные нами упр ...

Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть об ...

Способы реализации и планирование межпредметных связей в обучении математики и биологии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения о ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru