Методики исследования мотивации учения и мышления младших школьников

Страница 6

Но в ходе анализа данных, было выявлено, что логическое мышление учеников обучающихся по традиционной программе более развито, чем у младших школьников, обучающиеся по деятельностному методу Петерсон Л.Г.

Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

Состав мотивации учения, представленный различными авторами, отличается структурными компонентами (потребностями и мотивами), однако практически все учёные выделяют две основные группы мотивов: мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью, а также широкие и узкие социальные мотивы. При этом такие исследователи как Л.И. Божович и С.Л. Рубинштейн обосновывают равную значимость этих двух групп мотивов для успешного осуществления учебной деятельности.

В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.

Изучением развития мышления занимались такие ученые как Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Р. С. Немов, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б. С. Волков, В. С. Мухина и мн. другие. Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Начальное обучение “подхватывает” и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.

Результаты проведенного эмперического эксперимента показали что, процессы мышления и мотивации учения от 1 класса к 4 имеют положительную динамику, высокие показатели постепенно начинают преобладать к окончанию начальной школы. Значит деятельностный метод Петерсон Л. Г. действительно развивает мотивацию учения, логическое и творческое мышление.

По итогам сравнительного анализа исследования учеников 4 класса, обучающиеся по деятельностному методу Петерсон Л. Г. и учеников 4 класса, обучающиеся по традиционной программе «Школа России», можно сделать выводы, что гипотеза эксперимента частично подтвердилась. Как и предполагалось, что показатели мотивации учения и творческого мышления будут выше у детей, обучающиеся по деятельностному методу Петерсон Л.Г, чем у детей, обучающиеся по традиционной программе «Школа России».

Но в ходе анализа данных, было выявлено, что логическое мышление учеников обучающихся по традиционной программе более развито, чем у младших школьников, обучающиеся по деятельностному методу Петерсон Л.Г.

Цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута: материал по проблеме мотивации учения и мышления младших школьников в психолого-педагогической литературе обобщён и систематизирован, изучены особенности развития мотивации учения и мышления детей младшего школьного возраста.

Изучив литературу по данной теме я убедилась, что она актуальна и в настоящее время. Результаты исследование могут быть полезными для студентов как педагогических, так и психологических ВУЗаз, учителям и психологам начальной школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
В предыдущей главе мы рассматривали особенности функционирования деятельности оздоровительных лагерей, социально-педагогический потенциал детского досуга. В настоящей главе мы рассмотрим социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях, а т ...

Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru