Описание занятий по развитию творческого воображения младших школьников на музыкальных занятиях

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Описание занятий по развитию творческого воображения младших школьников на музыкальных занятиях

Страница 3

Индивидуальность младшего школьника неповторима и уникальна, поэтому реализация художественно-образного воображения — творческий акт, то есть внесение в мир нового, ранее может даже не существовавшего.

Процесс рождения ребенком начальных классов образов, как продукта воображения, является ничем иным как выражением своих чувств (относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации), опирающихся на ощущения всех сенсорных модальностей: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения.

В творческом акте ребенок на практике овладевает выразительными средствами музыкального и изобразительного искусства.

В процессе экспериментальной и педагогической деятельности нами был апробован прием «визуализации» звука, заимствованный из программы С. Л. Долгушина «Основы музыкальной импровизации и моделирования».

Данный прием подразумевает воплощение своих впечатлений на бумаге, в виде графических линий, контурных фигур, цветовых пятен, абстрактных и предметных рисунков. Именно поэтому неотъемлемым атрибутом, используемым на занятиях по музыке в условиях нашего эксперимента, являлся альбом для рисования.

Необходимо отдельно сказать об использовании в нашей практике работы с детьми аудиозаписи произведений в исполнении симфонического оркестра, обладающего необычайно широкими выразительными и изобразительными возможностями. Различные комбинации и сочетания оркестровых красок позволяют получить безграничное число живописных, колористических эффектов, что в достаточной степени активизирует художественно-образное воображение учащихся младших классов, дает им возможность рождать свои, субъективные образы, воспроизводя их при желании в своих рисунках.

Так, например, после прослушивания прелюдии М. Чюрлениса, мы провели с учащимися обширную беседу. Рассуждения учащихся о полученных в процессе прослушивания впечатлениях, свидетельствовали о том, что учащиеся точно уловили образную атмосферу произведения. Одни говорили о «грусти, печали, пасмурном осеннем утре». Другие, о «каплях дождя на стекле», кто-то услышал, как «осенний ветер кружит листья, опавшие с деревьев». В большинстве изобразительных работ (рисунков) учащихся, цветовая палитра ограничивалась белым, голубым, зеленым, серым и черными цветами.

Следует заметить, что ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. П оэтому, на начальном этапе развития художественно-образного воображения, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом последующего произведения искусства.

Благодаря такой основе, творческого воображение младшего школьника получает своего рода стимул к действию. В связи с этим, становится весьма очевидным то, что младший школьник (особенно в начальной стадии развития образного воображения) лучше воспринимает музыку с текстом (песни) или программную музыку, которая ставит своей целью вызвать в сознании слушателя определенные картины и события, являясь для этого благодатным материалом.

Страницы: 1 2 3 4

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50- ...

Анализ учебно-методической литературы по теме исследования
Один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включении в школьные программы элементов статистики и теории вероятностей. Это обусловлено ролью, которую играют вероятностно-статистические знания в общеобразовательной подготовке современного человека. Без м ...

Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении вс ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru