Описание занятий по развитию творческого воображения младших школьников на музыкальных занятиях

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Описание занятий по развитию творческого воображения младших школьников на музыкальных занятиях

Страница 3

Индивидуальность младшего школьника неповторима и уникальна, поэтому реализация художественно-образного воображения — творческий акт, то есть внесение в мир нового, ранее может даже не существовавшего.

Процесс рождения ребенком начальных классов образов, как продукта воображения, является ничем иным как выражением своих чувств (относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации), опирающихся на ощущения всех сенсорных модальностей: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения.

В творческом акте ребенок на практике овладевает выразительными средствами музыкального и изобразительного искусства.

В процессе экспериментальной и педагогической деятельности нами был апробован прием «визуализации» звука, заимствованный из программы С. Л. Долгушина «Основы музыкальной импровизации и моделирования».

Данный прием подразумевает воплощение своих впечатлений на бумаге, в виде графических линий, контурных фигур, цветовых пятен, абстрактных и предметных рисунков. Именно поэтому неотъемлемым атрибутом, используемым на занятиях по музыке в условиях нашего эксперимента, являлся альбом для рисования.

Необходимо отдельно сказать об использовании в нашей практике работы с детьми аудиозаписи произведений в исполнении симфонического оркестра, обладающего необычайно широкими выразительными и изобразительными возможностями. Различные комбинации и сочетания оркестровых красок позволяют получить безграничное число живописных, колористических эффектов, что в достаточной степени активизирует художественно-образное воображение учащихся младших классов, дает им возможность рождать свои, субъективные образы, воспроизводя их при желании в своих рисунках.

Так, например, после прослушивания прелюдии М. Чюрлениса, мы провели с учащимися обширную беседу. Рассуждения учащихся о полученных в процессе прослушивания впечатлениях, свидетельствовали о том, что учащиеся точно уловили образную атмосферу произведения. Одни говорили о «грусти, печали, пасмурном осеннем утре». Другие, о «каплях дождя на стекле», кто-то услышал, как «осенний ветер кружит листья, опавшие с деревьев». В большинстве изобразительных работ (рисунков) учащихся, цветовая палитра ограничивалась белым, голубым, зеленым, серым и черными цветами.

Следует заметить, что ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. П оэтому, на начальном этапе развития художественно-образного воображения, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом последующего произведения искусства.

Благодаря такой основе, творческого воображение младшего школьника получает своего рода стимул к действию. В связи с этим, становится весьма очевидным то, что младший школьник (особенно в начальной стадии развития образного воображения) лучше воспринимает музыку с текстом (песни) или программную музыку, которая ставит своей целью вызвать в сознании слушателя определенные картины и события, являясь для этого благодатным материалом.

Страницы: 1 2 3 4

Аскетическая установка
Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с соб ...

Творческие способности и критерии творчества
Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка (В.А. Сухомлинский). Во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л. С. Выготским было доказано, что в каждом ребенке залож ...

Контроль знаний: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов
Проблема контроля образовательных достижений учащихся, вовсе не новая для школы, в настоящее время приобретает особую актуальность. В известной мере это связано с процессами демократизации в системе общего образования. Сосуществование в нашей стране различных по уровню и профилю типов школ, работаю ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru