Описание занятий по развитию творческого воображения младших школьников на музыкальных занятиях

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Описание занятий по развитию творческого воображения младших школьников на музыкальных занятиях

Страница 2

Таким образом, содержание занятий с младшими школьниками в условиях экспериментальной работы, строилось на интеграции художественного материала трех видов: музыки, изобразительного искусства, литературы. Этим объясняется многозначность музыки как интегрирующей единицы.

В связи с этим рассмотрим разноплановые уровни осмысления категории «интеграция». Обозначим только некоторые из них, учитываемые, так или иначе, в нашей экспериментальной работе:

— интеграция как психологический механизм «перетекания» одного компонента в другой: переживание (эмоция) — понимание (знание) — приятие (отношение) — сотворчество (установление художественных образов, значимых для ребенка младшего школьного возраста);

— интеграция в области образной, интонационной смысловой — и, как следствие, более глубокое проникновение в природу искусства, познание его законов, сути, глубинной общности всех искусств, когда одно и тоже художественное явление рассматривается как многогранное, с различных сторон и объединяет различные виды художественно-творческой деятельности;

— проблемная ситуация урока завязывается на материале «немузыкальном», но образном и интонационно созвучном его идеей, темой, эмоциональным наполнением.

Именно такой подход к интеграции позволяет решать проблему развития образного воображения через вовлечение младшего школьника не только в воспринимающую, но и репродуктивно-творческую деятельность.

Целесообразность и органичность интеграционного подхода видится нам в том, что младшим школьникам предоставляется возможность «действовать» в разных видах искусства, открывать себя многогранно — музыкальном, литературном, изобразительном творчестве, посредством развития образного воображения, тем самым, побуждая интерес к познанию новых свойств и возможностей других искусств, что позволяет сформировать самостоятельную позицию слушателей, зрителей, и что самое главное, воспитать личность, способную и желающую творить. Именно интеграционность дает возможность и с психологической, и с педагогической точек зрения, как пишет Б. Теплов, «широкой компенсации одних свойств, другими».

Для педагога опора на интеграцию перечисленных выше видов искусства является тем необходимым и достаточным художественным минимумом для развития творческого воображения детей, в котором, по словам С. Т. Вайтмана, « сосуществуют, сотрудничают микроэлементы художественной структуры — слова, краски, звуки, линии объемы, мотивы и т. п ». Каждый из этих видов искусств, в свою очередь, является вариантом, или, по высказыванию С. Т. Вайтмана, «предметным ликом» (звуковым, цветовым, графическим и т. д.) воплощения художественной идеи, художественного замысла автора.

В процессе художественного восприятия механизм процесса творческого воображения школьников осуществляет взаимодействие между его персептивной и интеллектуальной стороной, определяя неоднозначность восприятия младшими школьниками произведений искусств. Поскольку искусство в целом исторически основано на индивидуальности восприятия миропонимания, мироощущения и т.п., то в нашем экспериментальном исследовании мы поставили акцент на субъективность восприятия выделенных нами произведений искусств и, как следствие, на вариативности возникновения художественных образов. Другими словами, мы, направляя развитие творческого воображения младших школьников, в то же время оберегали его от навязывания каких-либо установившихся социальных штампов, канонов и традиций, создавая, тем самым, благоприятную почву для творчества и сотворчества школьников с композиторами, художниками, поэтами и писателями разных времен и народов.

Страницы: 1 2 3 4

Реальные проблемы географического содержания
Несмотря на то, что решение многих реальных проблемных задач требует применения умений, понятий и знаний процессов из других учебных предметов, существуют проблемы и сугубо географического характера. Возникнув на уроках географии, они могут перерасти в географическое исследование. Их появлению спос ...

Этапы становления технологического образования в России
Ручной труд изучается в общеобразовательных школах начиная с 60-х годов XIX века. Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии. В 1866 году ручной труд начал вводится во все финские начальные школы и учительские семинарии в качестве обязательного учебного предмета. ...

Методические основы подготовки учителя к уроку права
Подготовка учителя права к урокам представляет собой важный этап профессиональной деятельности педагога и осуществляется до начала учебного года. Каждый учитель права должен быть хорошо знаком с требованиями государственного стандарта знаний образовательной области «Обществознание», в первую очеред ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru