Диагностика процесса развития воображения младших школьников

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Диагностика процесса развития воображения младших школьников

Страница 3

Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, можно сделать следующие выводы:

1. Образное постижение младшими школьниками музыкальных произведений, относящихся к образцам не программной музыки, имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что учащимся предлагались произведения без программного названия, т.е. не намечалось то русло, по которому будет двигаться воображение слушателя при восприятии данного музыкального произведения.

2. Развитие образных представлений у младших школьников происходило при условиях:

3. - сочетания слушания музыки с ее последующей словесной характеристикой и воплощение возникших образных представлений в рисунке;

4. - поэтапного слухового постижения младшими школьниками музыкально-художественного образа, которое предусматривает целостноестановление этого образа в сознании слушателя на основе первично возникших слуховых представлений через их последующее эмоциональное переживание и детальное осмысление посредствам установления аналогий между средствами музыкальной выразительности, создающих определенный музыкальный колорит.

5. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития образных представлений у младших школьников на музыкальных примерах, относящихся к программной и не программной музыке, что наглядно продемонстрировано в таблице № 3. Рост развития уровня образных представлений составил 16%, причем этот рост достигнут в основном за счет повышения уровня с категорией «низкий» сразу, минуя «средний» уровень в категорию «высокий»(12%).

1.Воображение, как основа наглядно-образного мышления отражает объективный мир ребёнка. Учитель музыки, организуя процесс развития творческого воображения учащегося, опирается на его прежний опыт, воспоминания, полученные представления. Именно воображение обладает ценным свойством ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного подключения иных практических действий.

2.Данный феномен представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образцов на основе материала прошлых воспоминаний и представлений памяти. В общей психологии различают непроизвольное (сны, грёзы) и произвольное воображение. Последнее делится на воссоздающее и творческое воображение.

3. В плане нашего исследования важно отметить, что творческое воображение связано с самостоятельным созданием новых образцов, включенное в процесс творческой деятельности. Особо яркое проявление творческая фантазия находит в младшем школьном возрасте. Этот период является сенситивным для развития воображения. Маленькие школьники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве. Думается, что именно эти особенности необходимо, прежде всего, иметь в виду, чтобы вовлечь школьников в творческую деятельность.

6. Рассмотрев понятие «воображение», его основные виды в контексте нашего исследования можно сделать следующие выводы:

• воображение, фантазия и мышление являются высшими проявлениями человеческого интеллекта и, как следствие, являются основными средствами познания окружающего мира ребёнка;

• воображение – это творческий акт психической деятельности человека, в котором деятельность отражается не пассивно, а активно;

Страницы: 1 2 3 4 5

Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...

Виды деятельности профессорско-преподавательского состава и его нагрузка
Профессорско-преподавательский состав принимает участие в следующих видах деятельности: Учебной (образовательной), включающей в себя различные виды выполняемой аудиторной и внеаудиторной работы со студентами в рамках учебного плана. Время, отведенное на этот вид деятельности, составляет учебную наг ...

Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения младших школьников
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик-Пашаев). Система развивающего обучения (РО), которая в пост ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru