Такая программа включала наличие следующих этапов развития образных представлений у младших школьников:
1. Первоначальное знакомство слушателей с музыкальным произведением, в результате которого возникают первичные образные представления. Это находит свое отражение в высказываниях учащихся, а также в выражении первоначального образа на бумаге.
2. Детальное осмысление музыкально-художественных представлений (музыкального образа), на основе установления аналогий между средствами музыкальной выразительности, которые создают определенный музыкальный колорит. Это находит отражение в высказываниях детей, ориентированных на более характерные элементы музыкального языка и воплощение осмысленных образных представлений на бумаге. На данном этапе осуществлялись следующие виды деятельности; слушание музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, ее анализ, рисование картин, возникших как результат воображения детей.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее конкретные, образные представления, возникают у детей при восприятии музыкальных произведений, относящихся к образцам программной музыки. Н о, в этом случае ограничена их фантазия, тогда как при слушании музыкальных образцов, относящихся к внепрограммной музыке, дети улавливают не только общее настроение пьесы, но и разнообразие образных представлений. Образное представление, возникшее у ребенка при прослушивании музыкального произведения, находит отражение в рисунке.
После проведения шести уроков по указанной методике была сделана повторная оценка уровня развитости образных представлений младших школьников. Полученные результаты нашли отражение в таблице № 2.
Таблица 2
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | |
Высокий |
9 |
36 |
5 |
20 |
Средний |
8 |
32 |
8 |
32 |
Низкий |
8 |
32 |
12 |
48 |
Сравнивая исходный и конечный уровни развитости у учеников образных представлений, в процессе опытно-экспериментальной работы можно выявить динамику роста в процессе слушания образцов не программной музыки, результаты такого сравнения в экспериментальном классе, приведены в таблице № 3:
Таблица 3
Исходный уровень |
Конечный уровень | ||||
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. | |||||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | ||
Высокий |
5 |
20 |
Высокий |
9 |
36 |
Средний |
9 |
36 |
Средний |
8 |
32 |
Низкий |
11 |
44 |
Низкий |
8 |
32 |
План-конспект урока по теме «Модульное обучение на уроках русского языка»
Тема урока: «Язык газеты. Роль и структура заголовка. Заголовки периодических школьных изданий» Цель: закрепить знания об особенностях публицистического стиля речи, совершенстврвать умения анализировать структуру предложения на примере газетных заголовков, развивать умения прогнозировать содержание ...
Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного
подхода в обучении
Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. По мнению Быстровой Е.А. [5], эта цель может быть достигнута через личностно ориентированное обучение, сущность которого состоит в с ...
Понятие адаптивного
тестирования и принципы его реализации
Под адаптивным тестовым контролем понимают компьютеризованную систему научно обоснованной проверки и оценки результатов обучения, обладающую высокой эффективностью за счет оптимизации процедур генерации, предъявления и оценки результатов выполнения адаптивных тестов. Эффективность контрольно-оценоч ...