Такая программа включала наличие следующих этапов развития образных представлений у младших школьников:
1. Первоначальное знакомство слушателей с музыкальным произведением, в результате которого возникают первичные образные представления. Это находит свое отражение в высказываниях учащихся, а также в выражении первоначального образа на бумаге.
2. Детальное осмысление музыкально-художественных представлений (музыкального образа), на основе установления аналогий между средствами музыкальной выразительности, которые создают определенный музыкальный колорит. Это находит отражение в высказываниях детей, ориентированных на более характерные элементы музыкального языка и воплощение осмысленных образных представлений на бумаге. На данном этапе осуществлялись следующие виды деятельности; слушание музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, ее анализ, рисование картин, возникших как результат воображения детей.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее конкретные, образные представления, возникают у детей при восприятии музыкальных произведений, относящихся к образцам программной музыки. Н о, в этом случае ограничена их фантазия, тогда как при слушании музыкальных образцов, относящихся к внепрограммной музыке, дети улавливают не только общее настроение пьесы, но и разнообразие образных представлений. Образное представление, возникшее у ребенка при прослушивании музыкального произведения, находит отражение в рисунке.
После проведения шести уроков по указанной методике была сделана повторная оценка уровня развитости образных представлений младших школьников. Полученные результаты нашли отражение в таблице № 2.
Таблица 2
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | |
Высокий |
9 |
36 |
5 |
20 |
Средний |
8 |
32 |
8 |
32 |
Низкий |
8 |
32 |
12 |
48 |
Сравнивая исходный и конечный уровни развитости у учеников образных представлений, в процессе опытно-экспериментальной работы можно выявить динамику роста в процессе слушания образцов не программной музыки, результаты такого сравнения в экспериментальном классе, приведены в таблице № 3:
Таблица 3
Исходный уровень |
Конечный уровень | ||||
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. | |||||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | ||
Высокий |
5 |
20 |
Высокий |
9 |
36 |
Средний |
9 |
36 |
Средний |
8 |
32 |
Низкий |
11 |
44 |
Низкий |
8 |
32 |
Разработка план-конспекта урока «Создание компьютерной модели
и резание деталей на станке с ЧПУ»
Тема урока: «Создание компьютерной модели и резание деталей на станке с ЧПУ». Цели урока: Сформировать у учащихся знания и умения по компьютерному моделированию изделий. Способствовать развитию пространственного воображения, умений аргументировать свои мысли, уверенности в принятии решений, расшири ...
Концептуальные идеи адаптивной школы
Без определения, понимания и переосмысления концептуальных идей сегодня уже практически невозможно обоснованно спроектировать образовательный процесс в школе и управление им. Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученичес ...
Классификации нарушений слуха
В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи ...