Такая программа включала наличие следующих этапов развития образных представлений у младших школьников:
1. Первоначальное знакомство слушателей с музыкальным произведением, в результате которого возникают первичные образные представления. Это находит свое отражение в высказываниях учащихся, а также в выражении первоначального образа на бумаге.
2. Детальное осмысление музыкально-художественных представлений (музыкального образа), на основе установления аналогий между средствами музыкальной выразительности, которые создают определенный музыкальный колорит. Это находит отражение в высказываниях детей, ориентированных на более характерные элементы музыкального языка и воплощение осмысленных образных представлений на бумаге. На данном этапе осуществлялись следующие виды деятельности; слушание музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, ее анализ, рисование картин, возникших как результат воображения детей.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее конкретные, образные представления, возникают у детей при восприятии музыкальных произведений, относящихся к образцам программной музыки. Н о, в этом случае ограничена их фантазия, тогда как при слушании музыкальных образцов, относящихся к внепрограммной музыке, дети улавливают не только общее настроение пьесы, но и разнообразие образных представлений. Образное представление, возникшее у ребенка при прослушивании музыкального произведения, находит отражение в рисунке.
После проведения шести уроков по указанной методике была сделана повторная оценка уровня развитости образных представлений младших школьников. Полученные результаты нашли отражение в таблице № 2.
Таблица 2
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | |
Высокий |
9 |
36 |
5 |
20 |
Средний |
8 |
32 |
8 |
32 |
Низкий |
8 |
32 |
12 |
48 |
Сравнивая исходный и конечный уровни развитости у учеников образных представлений, в процессе опытно-экспериментальной работы можно выявить динамику роста в процессе слушания образцов не программной музыки, результаты такого сравнения в экспериментальном классе, приведены в таблице № 3:
Таблица 3
Исходный уровень |
Конечный уровень | ||||
Уровни развитости образных представлений у младших школьников. | |||||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | ||
Высокий |
5 |
20 |
Высокий |
9 |
36 |
Средний |
9 |
36 |
Средний |
8 |
32 |
Низкий |
11 |
44 |
Низкий |
8 |
32 |
Специальная педагогика и педагогика Монтессори
воспитание монтессори специальный педагогика Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики. Установлено, что интег ...
Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках
Педагогическому поиску технологии, способствующей развитию творческого потенциала ученика с целью превращения его в самостоятельно мыслящего, деятельного субъекта учебно-воспитательного процесса автор посвятил три года. 2008/2009 учебный год автор посвятил выбору темы и изучению библиографических и ...
Правовые основы специального образования
Правовые основы государственной социальной политики в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии заложены в следующих документах Организации Объединенных Наций: Всеобщая декларация прав человека (1948); Декларация прав ребенка (1969); Декларация о правах ли ...