Личностный компонент формируется за счет качеств и способностей, присущих личности педагога и способствующих эффективной педагогической деятельности. Педагогических качеств и способностей, определяемых авторами научной литературы, как необходимых для педагогической деятельности, выделено очень много. Обоснование важности этих качеств для педагогической деятельности почти всегда связано с понятием профессионализма педагога, как с представлением об идеальном результате.
О наполнении личностного компонента можно получить представление из трудов таких авторов как А.К. Маркова, В.Я. Синенко, М.И. Лукьянова, Н.В. Бордовская, А.А. Реан и др. К качествам личности педагога, необходимым в профессиональной деятельности, данные авторы относят комплекс социально- психологических качеств, качеств обеспечивающих культурно-нравственный облик, а так же рефлективность, как возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии; гибкость мышления и поведения; эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, как визуальность, внешняя привлекательность преподавателя, способность расположить к себе обучающихся манерой поведения, внешним видом.
Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова важную роль отводят способности к самообразованию и самовоспитанию, они отмечают, что профессия педагога немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для обучающихся. Самообразование и самовоспитание связаны с актуализацией таких личностных качеств, которые способствуют самоинформированию, самопобуждению, самоорганизации [31, с.66].
Среди особо выделенных качеств личности присутствуют: стремление к творчеству (А.А. Реан); потребность в социальном взаимодействии (А.В. Петровский); профессиональная направленность (А.М. Столяренко).
Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала, заключающая в себе особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Она характерна положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.
Профессиональную направленность наполняют следующие компоненты: социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценности; профессиональные потребности; профессиональные интересы, установки, планы, отношения; профессиональная концепция; профессиональные мотивы.
Человек не может быть профессионалом, если направленность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у получающих профессиональное образование от курса к курсу не автоматически. Нередки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблюдаются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям на работе, аморальным фактам. Формирование профессиональной направленности – стержень формирования личности профессионала.
Мы согласны с А. М. Столяренко в том, что педагогическая направленность является ведущим качеством педагога, главенствует над остальными педагогическими качествами личности и предопределяет их. А также в том, что низкий уровень педагогической направленности преподавателя – глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых достижений и формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу.
Экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги в современном
ДОУ
Цель педагогического эксперимента: изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами). Задачи: 1. Провести диагностическое исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, на ...
Модель социального управления в сфере социально-педагогической работы
социальный педагогический управление централизация Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки. Наука управления, в этом отношении мало отлича ...
Значение, задачи и функции контроля знаний
Контроль над качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии. На основе, полученной в результате проверки информации, учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школь ...