Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения

Развитие образования » Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям » Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения

Страница 2

Личностный компонент формируется за счет качеств и способностей, присущих личности педагога и способствующих эффективной педагогической деятельности. Педагогических качеств и способностей, определяемых авторами научной литературы, как необходимых для педагогической деятельности, выделено очень много. Обоснование важности этих качеств для педагогической деятельности почти всегда связано с понятием профессионализма педагога, как с представлением об идеальном результате.

О наполнении личностного компонента можно получить представление из трудов таких авторов как А.К. Маркова, В.Я. Синенко, М.И. Лукьянова, Н.В. Бордовская, А.А. Реан и др. К качествам личности педагога, необходимым в профессиональной деятельности, данные авторы относят комплекс социально- психологических качеств, качеств обеспечивающих культурно-нравственный облик, а так же рефлективность, как возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии; гибкость мышления и поведения; эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, как визуальность, внешняя привлекательность преподавателя, способность расположить к себе обучающихся манерой поведения, внешним видом.

Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова важную роль отводят способности к самообразованию и самовоспитанию, они отмечают, что профессия педагога немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для обучающихся. Самообразование и самовоспитание связаны с актуализацией таких личностных качеств, которые способствуют самоинформированию, самопобуждению, самоорганизации [31, с.66].

Среди особо выделенных качеств личности присутствуют: стремление к творчеству (А.А. Реан); потребность в социальном взаимодействии (А.В. Петровский); профессиональная направленность (А.М. Столяренко).

Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала, заключающая в себе особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Она характерна положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.

Профессиональную направленность наполняют следующие компоненты: социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценности; профессиональные потребности; профессиональные интересы, установки, планы, отношения; профессиональная концепция; профессиональные мотивы.

Человек не может быть профессионалом, если направленность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у получающих профессиональное образование от курса к курсу не автоматически. Нередки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблюдаются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям на работе, аморальным фактам. Формирование профессиональной направленности – стержень формирования личности профессионала.

Мы согласны с А. М. Столяренко в том, что педагогическая направленность является ведущим качеством педагога, главенствует над остальными педагогическими качествами личности и предопределяет их. А также в том, что низкий уровень педагогической направленности преподавателя – глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых достижений и формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу.

Страницы: 1 2 3 4

Диагностика математических представлений у детей раннего возраста
Целью опытно-поисковой работы является определения уровня математических представлений у детей раннего возраста (2-3л.): представление о величине, форме, количестве, цвете, пространстве, а так же о состояние развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. 1. Цвет Покажи предметы красного, ...

Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Воспитательная система школы самбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации личностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает создание условий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста, необходимых для полноценного проживания, настоящег ...

Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов. Цель педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития твор ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru