Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения

Развитие образования » Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям » Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения

Страница 2

Личностный компонент формируется за счет качеств и способностей, присущих личности педагога и способствующих эффективной педагогической деятельности. Педагогических качеств и способностей, определяемых авторами научной литературы, как необходимых для педагогической деятельности, выделено очень много. Обоснование важности этих качеств для педагогической деятельности почти всегда связано с понятием профессионализма педагога, как с представлением об идеальном результате.

О наполнении личностного компонента можно получить представление из трудов таких авторов как А.К. Маркова, В.Я. Синенко, М.И. Лукьянова, Н.В. Бордовская, А.А. Реан и др. К качествам личности педагога, необходимым в профессиональной деятельности, данные авторы относят комплекс социально- психологических качеств, качеств обеспечивающих культурно-нравственный облик, а так же рефлективность, как возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии; гибкость мышления и поведения; эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, как визуальность, внешняя привлекательность преподавателя, способность расположить к себе обучающихся манерой поведения, внешним видом.

Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова важную роль отводят способности к самообразованию и самовоспитанию, они отмечают, что профессия педагога немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для обучающихся. Самообразование и самовоспитание связаны с актуализацией таких личностных качеств, которые способствуют самоинформированию, самопобуждению, самоорганизации [31, с.66].

Среди особо выделенных качеств личности присутствуют: стремление к творчеству (А.А. Реан); потребность в социальном взаимодействии (А.В. Петровский); профессиональная направленность (А.М. Столяренко).

Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала, заключающая в себе особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Она характерна положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.

Профессиональную направленность наполняют следующие компоненты: социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценности; профессиональные потребности; профессиональные интересы, установки, планы, отношения; профессиональная концепция; профессиональные мотивы.

Человек не может быть профессионалом, если направленность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у получающих профессиональное образование от курса к курсу не автоматически. Нередки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблюдаются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям на работе, аморальным фактам. Формирование профессиональной направленности – стержень формирования личности профессионала.

Мы согласны с А. М. Столяренко в том, что педагогическая направленность является ведущим качеством педагога, главенствует над остальными педагогическими качествами личности и предопределяет их. А также в том, что низкий уровень педагогической направленности преподавателя – глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых достижений и формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу.

Страницы: 1 2 3 4

Принципы проведения коррекционно-развивающей работы в детском саду
Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ил ...

Профессионально–педагогическая направленность обучения студентов
Курсы педагогического института по высшей математике должны: 1) в первую очередь освещать на современном научном уровне те вопросы, которые учитель излагает в школе; 2) обеспечивать широкий кругозор студентов в математике, знакомство по мере возможности с современной математикой и её задачами. Поэт ...

Обработка результатов и рекомендации к организации профессиональнойподготовки будущих специалистов
Для исследования были использованы педагогическое наблюдение и анкетирование. Так, нами, была модифицирована анкета ТГУ (для студентов). Целью анкетирования стало: выявление отношения к качеству образовательной деятельности (на МИПФ), т.е. отношение студентов к качеству образования (удовлетвореннос ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru