Специфика проведения сочинений разных видов

Страница 6

в) дома: «Дома все большие, по четыре-пять этажей. В них много квартир. Летом на балконах растут цветы, улица вся в цветах».

Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.

План может быть составлен как до, так и после зарисовок.

Хотя младшим школьникам, по мнению большинства методистов и учителей, легче составлять сюжетные сочинения, но опыт показывает, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

Широкую популярность в школах приобрели сочинения и изложения малых форм, или сочинения-миниатюры. К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2–3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении-миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Приведем примеры таких сочинений:

Котенок.

Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глазки черненькие, точно бусинки. (16 слов; II класс.)

Написано при изучении темы «Имя прилагательное»; употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразить котенка живо и ярко.

Снегопад.

С вечера небо затянуло тучами. Потом повалил густой снег. Люди, которые шли по улице, были все в снегу. Снег шел до самой ночи. (23 слова; II класс.)

Задание: подчеркнуть окончания имен существительных, определить число и падеж.

Систематическое выполнение подобных сочинений, а также изложений малых форм создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

Отзывы о прочитанных книгах (как вид сочинения) очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному) фильму, спектаклю. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали.

В начальных классах сочинения проводятся, как обучающие упражнения. Однако и обучающие сочинения с целью поощрения оцениваются учителем: никакое другое упражнение так всесторонне не выявляет знаний и умений по языку, как сочинение. В начальных классах, особенно в I и II классах, не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Организационно-методические основы учебного процесса
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, ...

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных опе ...

Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Считается, что п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru