Специфика проведения сочинений разных видов

Страница 6

в) дома: «Дома все большие, по четыре-пять этажей. В них много квартир. Летом на балконах растут цветы, улица вся в цветах».

Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.

План может быть составлен как до, так и после зарисовок.

Хотя младшим школьникам, по мнению большинства методистов и учителей, легче составлять сюжетные сочинения, но опыт показывает, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

Широкую популярность в школах приобрели сочинения и изложения малых форм, или сочинения-миниатюры. К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2–3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении-миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Приведем примеры таких сочинений:

Котенок.

Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глазки черненькие, точно бусинки. (16 слов; II класс.)

Написано при изучении темы «Имя прилагательное»; употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразить котенка живо и ярко.

Снегопад.

С вечера небо затянуло тучами. Потом повалил густой снег. Люди, которые шли по улице, были все в снегу. Снег шел до самой ночи. (23 слова; II класс.)

Задание: подчеркнуть окончания имен существительных, определить число и падеж.

Систематическое выполнение подобных сочинений, а также изложений малых форм создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

Отзывы о прочитанных книгах (как вид сочинения) очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному) фильму, спектаклю. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали.

В начальных классах сочинения проводятся, как обучающие упражнения. Однако и обучающие сочинения с целью поощрения оцениваются учителем: никакое другое упражнение так всесторонне не выявляет знаний и умений по языку, как сочинение. В начальных классах, особенно в I и II классах, не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Понятие чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Чтение на своем п ...

Предметные области современной специальной педагогики и ее связь с другими науками специальной педагогику
1. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания. тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие; сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ лого ...

Особенности лексической стороны речи
Серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике. В специальной литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы, как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающ ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru