Специфика проведения сочинений разных видов

Страница 5

Учитель. Нравится ли вам букет?

Ученики. Очень нравится!

Учитель. Какие еще весенние цветы вы знаете?

Ученики. Подснежник! Черемуха, первоцвет! Фиалки! Скоро сирень зацветет. И ландыши!

Учитель. Ребята, а теперь нужно описать не отдельные цветы, а весь букет. Подумайте немного, а затем расскажите.

На доске заранее записаны слова: тюльпаны, нарциссы, ваза, сирень. Эти слова выполняют роль опоры, роль плана, напоминая школьникам, о чем следует рассказать.

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично.

Описание процесса не следует путать с повествованием. Так, темы «Как мы убирали овощи» и «Как мы сажали деревья» предполагают повествование, рассказ (в основном), тогда как тема «Как правильно посадить дерево» – описание трудового процесса. В последнем случае перед учащимися ставится определенная цель. Так, в классе, где готовились к сочинению «Как сшить повязку дежурного», учащиеся были предупреждены, что их описания должны послужить другому III классу инструкцией для изготовления таких же повязок. Материал для сочинения был частично подготовлен на уроке труда, где дети учились шить повязки.

Вопросы и задания, подготовившие школьников к этому сочинению: «Из какого материала шьем повязку? Укажите размер ткани для повязки. Что делаем в первую очередь? Что потом? Каким швом шьем?» И т.д.

Опорные слова записываются на доске.

Сочинения такого типа обычно невелики по объему. Их темы: «Учись печь пирог!», «Уход за велосипедом», «Как посадить дерево» и т.п. Описание процессов труда требует высокой точности, строгой логической последовательности. Их проводят в основном на третьем году обучения, а в I и II классах готовят устно.

Сложные описания, обычно описания картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблонь, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа «Наш поселок», «Лес осенью», «Утро на реке», «Вчерашний вечер», «Закат солнца», «Белые акации в цвету» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов-зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению, а также сочинения-миниатюры.

В ходе подготовки к письменному сочинению на тему «Наша улица» во II классе можно составить следующие зарисовки, которые послужили бы планом всего описания:

а) движение на улице: «По нашей улице все время идут машины. Ревут грузовики, быстро проносятся легковые. Пешеходы идут по тротуарам»;

б) магазины: «Недалеко от нашего дома продуктовый магазин. Я хожу туда за хлебом и за молоком. Немного дальше на улице находится книжный магазин»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Из опыта работы лучших педагогов и методистов
Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа. Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным ...

Описание сущности педагогического опыта, условия его использования
В моей профессиональной деятельности мне очень повезло, последние годы я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогическ ...

Диагностика неуспеваемости в учебном процессе начальной школы
Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классны ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru