Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их жизненный опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры и труд, их радости и печали. Иными словами, может оказаться, что учащиеся имеют достаточно материала на ту или иную тему и нет необходимости заниматься специальным сбором материала и его организацией.
Накопление материала в значительней степени определяется типом сочинения. Наиболее ясным примером этого могут служить сочинения по картинам, по кино- и диафильмам и т.п. Рассматривание картины в этом случае и есть накопление материала. Однако даже материал, почерпнутый из картины, так или иначе связывается с жизненным опытом учащихся, а также с материалом, который дает учебный процесс.
Взрослый автор, пишущий статью, рассказ или другой текст, всегда пользуется предварительными набросками, записями, а также печатными материалами, справочниками, таблицами. Младшие школьники еще не готовы к этому, но элементарные записи, подготовительные к сочинению, они должны делать. Это могут быть отдельные слова, либо дневник наблюдений природы, либо имена и фамилии людей, о которых надо написать (например, в сочинении по экскурсии на стройку), либо цифры – показатели трудовых достижений работников совхоза.
В ходе подготовки к сочинению дети выписывают отрывки из стихотворений, собирают иллюстрации – открытки, вырезки из журналов, сами делают простейшие зарисовки.
Очень важно, чтобы сбор материала для будущего рассказа, сочинения поднимал уровень общего интеллектуального развития учащихся, чтобы школьник готовился к сочинению и писал его на высшем уровне своих знаний и интересов, чтобы усложняющийся материал стимулировал поиск новых и новых слов, оборотов речи, построение новых синтаксических конструкций – новых типов словосочетаний и предложений, ибо содержание определяет форму, а форма (т.е. слова, предложения) придает содержанию стройность, ясность и обеспечивает понимание.
Сочинения по наблюдениям (описания).
Большой популярностью пользуются сочинения по картинкам, по иллюстрациям. Подготовку к сочинению по картине можно провести так, чтобы ученики могли написать сочинение-описание и сочинение-повествование.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное, важнейшее явление, глубоко осмысливший его и мастерски изобразивший.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).
Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: 1) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; 2) повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; 3) описание картины.
Основное содержание Декларации о европейском
регионе высшего образования
19 июня 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Среди подписавших — представители Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарской Конфедерации, Испании, Португалии, Бельгии, Дании, Греции, ...
Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...
Цели воспитания
В первую очередь, следует обратить внимание на специфические черты цели как социально-психологического феномена: цель существует, но она недостижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект цели, а, следовательно, видоизменяется и тот образ продукта, который складывается в его созна ...