Сочинения (устные и письменные) из серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2–5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1–3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой.
Во II классе сюжет усложняется, выбирается более трудная картина, больше внимания уделяется действующим лицам. Например, во втором полугодии II класса рекомендуется написать сочинение по картине А. Дейнеки «Будущие летчики».
В III классе дети могут синтезировать материал, который дает картина, со сведениями, взятыми из других источников.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.
Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
Описания бывают «деловые» (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально-образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»).
В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
а) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Яблоко», «Часы», «Кукла» и т.п.) или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения);
б) описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися:
«Как сделать скворечник», «Как сшить повязку дежурного» (на уроке труда), «Как правильно посадить дерево»;
в) описание картин природы и других сложных предметов, явлений: «Наша улица утром», «В лесу», «В магазине игрушек», «Закат солнца» и т.п.
Приведем пример: устное описание букета цветов в конце первого года обучения проходит так. На столике стоит ваза, в ней – цветы: тюльпаны, веточка сирени, нарциссы.
Полминуты дано детям на молчаливое рассматривание; затем беседа:
Учитель. Все ли цветы вам знакомы? Назовите их. (Первоклассники правильно назвали все растения. Учитель дает задание описать нарциссы.)
Ученик. Здесь белые нарциссы, у них серединка красная, красный кружочек посередине. Цветок на длинной палочке, она наверху как будто сломана. (Затем описываются тюльпаны.)
Ученик. Тюльпаны в букете красные и желтые. Красные тюльпаны очень яркие и крупные. У них широкие, большие лепестки, а в середине столбик и еще палочки кругом. Тюльпаны похожи на вазочки. Очень красивые.
Классификация средств обучения
Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака: 1-я классификация (по общим свойствам) 1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знако ...
Классификация творческих задач
В данном параграфе будут рассмотрены две классификации творческих задач по содержанию, по выполняемой деятельности учащимися, приведены примеры задач. Проведено соответствие между типом творческой задачи и типа урока, на котором целесообразнее его использовать. Неотъемлемой частью любого урока явля ...
Личность в организации, роль характера, темперамента в
профессиональной деятельности
Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность всех педагогов, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ. Управление методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода, по мнению Никишиной И.В. (25), ...