Сочинения (устные и письменные) из серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2–5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1–3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой.
Во II классе сюжет усложняется, выбирается более трудная картина, больше внимания уделяется действующим лицам. Например, во втором полугодии II класса рекомендуется написать сочинение по картине А. Дейнеки «Будущие летчики».
В III классе дети могут синтезировать материал, который дает картина, со сведениями, взятыми из других источников.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.
Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
Описания бывают «деловые» (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально-образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»).
В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
а) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Яблоко», «Часы», «Кукла» и т.п.) или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения);
б) описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися:
«Как сделать скворечник», «Как сшить повязку дежурного» (на уроке труда), «Как правильно посадить дерево»;
в) описание картин природы и других сложных предметов, явлений: «Наша улица утром», «В лесу», «В магазине игрушек», «Закат солнца» и т.п.
Приведем пример: устное описание букета цветов в конце первого года обучения проходит так. На столике стоит ваза, в ней – цветы: тюльпаны, веточка сирени, нарциссы.
Полминуты дано детям на молчаливое рассматривание; затем беседа:
Учитель. Все ли цветы вам знакомы? Назовите их. (Первоклассники правильно назвали все растения. Учитель дает задание описать нарциссы.)
Ученик. Здесь белые нарциссы, у них серединка красная, красный кружочек посередине. Цветок на длинной палочке, она наверху как будто сломана. (Затем описываются тюльпаны.)
Ученик. Тюльпаны в букете красные и желтые. Красные тюльпаны очень яркие и крупные. У них широкие, большие лепестки, а в середине столбик и еще палочки кругом. Тюльпаны похожи на вазочки. Очень красивые.
Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...
Особенности формирования экономических знаний у умственно отсталых школьников
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения. Ряд этих ...
Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР в ходе дидактических
игр и игровых упражнений
Опираясь на выявленные в ходе констатирующего эксперимента недостатки развития ручной моторики и отметив, что уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития находится на среднем и низком уровне развития, приступили к проведению формирующ ...