Специфика проведения сочинений разных видов

Страница 4

Сочинения (устные и письменные) из серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2–5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1–3 предложения, озаглавливают рассказики.

Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой.

Во II классе сюжет усложняется, выбирается более трудная картина, больше внимания уделяется действующим лицам. Например, во втором полугодии II класса рекомендуется написать сочинение по картине А. Дейнеки «Будущие летчики».

В III классе дети могут синтезировать материал, который дает картина, со сведениями, взятыми из других источников.

Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.

Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

Описания бывают «деловые» (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально-образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»).

В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

а) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Яблоко», «Часы», «Кукла» и т.п.) или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения);

б) описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися:

«Как сделать скворечник», «Как сшить повязку дежурного» (на уроке труда), «Как правильно посадить дерево»;

в) описание картин природы и других сложных предметов, явлений: «Наша улица утром», «В лесу», «В магазине игрушек», «Закат солнца» и т.п.

Приведем пример: устное описание букета цветов в конце первого года обучения проходит так. На столике стоит ваза, в ней – цветы: тюльпаны, веточка сирени, нарциссы.

Полминуты дано детям на молчаливое рассматривание; затем беседа:

Учитель. Все ли цветы вам знакомы? Назовите их. (Первоклассники правильно назвали все растения. Учитель дает задание описать нарциссы.)

Ученик. Здесь белые нарциссы, у них серединка красная, красный кружочек посередине. Цветок на длинной палочке, она наверху как будто сломана. (Затем описываются тюльпаны.)

Ученик. Тюльпаны в букете красные и желтые. Красные тюльпаны очень яркие и крупные. У них широкие, большие лепестки, а в середине столбик и еще палочки кругом. Тюльпаны похожи на вазочки. Очень красивые.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Кадровое обеспечение системы социально-правовой защиты ребенка в школе
«Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман, «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В соответствии с федеральным конституционным законом от 26.02 ...

Методики исследования мотивации учения и мышления младших школьников
Для исследования мотивации учения была использована анкета Н.Г. Лускановой. Цель: определение уровня школьной мотивации. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. ...

Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг
Рассмотрим состояние школьного дела у алтайцев до революции. Развитие просвещения в Горном Алтае было связано с Алтайской духовной миссией. При активном участии ее деятелей М.Я. Глухарева, В.И. Вербицкого, П.И. Макушина и М.В. Чевалкова во второй половине XIX в. открылись первые миссионерские школы ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru