Структура социально-педагогического управления в школе

Страница 2

Рис. 2. Структура менеджмента

Структура менеджмента

Рассмотрим основные составные элементы менеджмента.

1.Структура учреждения.

Структура учреждения — это его внутреннее строение, совокупность функциональных областей, уровней управления и специализированных подразделений, каждое из которых имеет определенное назначение и связи с другими подразделениями по горизонтали и по вертикали для обеспечения деятельности предприятия.

Отсюда следует принцип построения структуры — образование взаимосвязанных функциональных областей и специализированных подразделений путем горизонтального разделения труда, а также формирование уровней управления по вертикали.

Горизонтальное разделение труда осуществляется на основе технологии производства путем организации служб и подразделений, специализированных в выполнении определенных видов работ и технологических процессов. При этом нельзя чрезмерно увлекаться специализацией, так как это приведет к дроблению работ и уменьшению их содержательности для персонала, а, значит, к отчуждению работников от общего результата работы предприятия и снижению их творческой активности.

Формирование уровней управления по вертикали производится исходя из норм управляемости, чтобы на каждом уровне управления начальники справлялись с объемом работ при управлении своими подчиненными. Для этого нужно сначала определить количество менеджеров нижнего уровня для управления участками работ, где персонал непосредственно выполняет свои производственные функции. После этого, также исходя из обеспечения норм управляемости, нужно определить необходимое количество менеджеров для более высоких уровней — для управления подразделениями, службами и так далее.

Для организации работы учреждений применяются бюрократические, адаптивные или смешанные структуры. Перед построением структуры необходимо определить состав линейных и штабных полномочий для того, чтобы предусмотреть в структуре соответствующие подразделения. Процедура построения структуры предприятия, как правило, включает следующие основные этапы работ:

1.Анализ внешней среды, миссии, стратегии и технологии ОУ и определение наиболее подходящей структуры (бюрократической, адаптивной или смешанной) с учетом величины учреждения.

2.Анализ системы образования, специфики учреждения выделение видов педагогической деятельности и образовательных процессов, которые требуют специализации учителей, заместителей директора. Организация специализированных подразделений для выполнения отдельных видов работ и технологических процессов — разделение труда по горизонтали (департаментализация).

3.Организация структурных подразделений для выполнения функций по обслуживанию и консультации линейных подразделений.

4.Определение (исходя из норм управляемости) количества уровней управления с учетом оптимальной цепи команд.

5.Интеграция — установление взаимосвязи между подразделениями по вертикали и по горизонтали для обеспечения единства усилий всех подразделений для достижения целей учреждения.

В процессе построения структуры необходимо иметь в виду, что этапы работ по построению структуры учреждения тесно связаны и пересекаются с работами по созданию системы управления.

2.Система управления.

Сущность управления заключается в воздействии субъекта на объект управления путем выполнения управленческих функций.

Систему управления будем понимать как совокупность руководителей всех уровней (субъектов управления), каждому из которых поручено управление своей сферой деятельности (объектом управления), для чего руководителям определены соответствующие функции, выделены ресурсы для их выполнения и предоставлены необходимые полномочия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru