Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога

Развитие образования » Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии" » Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога

Страница 2

- индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

- индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

- индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности учителя в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде.

Индивидуальный стиль деятельности учителя - это вся система гармонизации личностью своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности, система средств самореализации личности в жизнедеятельности, определяющее начало творчества и результат творческой деятельности (Н.А. Половникова).

В числе основных функций индивидуального стиля деятельности выделяют системообразующую, опосредующую, компенсаторную, регуляторную, синтезирующую и эвристическую.

В основе проявления индивидуальности учителя лежит механизм самоактуализации потенциальных индивидуальных возможностей человека. Причиной самоактуализации выступает, прежде всего, наличие природных дарований, способностей; затем - появление потребности в самоактуализации, порожденной системой целеполагания, личностных смыслов и соответствующей мотивацией.

Ученые стремятся установить связи между особенностями педагогической деятельности и особенностями развития индивидуальности учителя. Однако пока еще не удалось выявить все многообразие этих связей (да это и невозможно сделать - связей бесконечное множество).

В индивидуальности педагога можно выделить две стороны - психическую и личностную. Психическая сторона индивидуальности включает семь сфер человека. Их проявление в педагогической деятельности характеризуется уровнем развития общих и профессиональных способностей, а также профессиональной мотивации. Чем более широк спектр достаточно развитых способностей, целей, потребностей, тем более высок уровень развития индивидуальности педагога.

Личностная сторона включает такие свойства, которые проявляются в педагогической деятельности благодаря социальным требованиям к педагогу (любовь к детям, уважение и требовательность к ним, доброта и др.).

Чем более развитыми являются сферы психики учителя, тем большую яркость приобретают его личностные свойства, так как только свободный человек, способный к самоактуализации и саморазвитию, сможет определить свою собственную социальную позицию.

В профессиональной деятельности учителя основным противоречием, обеспечивающим развитие (при наличии надлежащей мотивации), является противоречие между способностями, одаренностью человека и требованиями педагогической деятельности, поведения. Разрешение возникающих в педагогическом процессе противоречий осуществляется каждым учителем своеобразно, в соответствии со своими способностями, компетентностью. Тем самым обеспечивается индивидуальный стиль деятельности.

В последние годы возрос интерес к проблеме профессионально значимых свойств и качеств учителя. В педагогике и психологии имеется немало представлений о них, сложившихся на основе концепций личности педагога (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).

Состав профессионально значимых характеристик личности (практически все ученые разрабатывают данный вопрос применительно к личности учителя) довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических.

Среди последних общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др.

Актуальность названных свойств обусловлена тем, что высокий уровень речевого и интеллектуального развития позволяет педагогу уловить и адекватно передать первоосновы научной теории. Эмоциональная зрелость, богатая экспрессия, эмпатия - позволяют увлечь научной идеей, убедить в ее практической целесообразности, побудить к экспериментированию.

Поэтому развитие педагогического мышления будущего учителя представляет собой особую задачу высшей школы. Мышление педагога должно быть конвергентным, последовательно-логичным, гибким и оригинальным. Достаточно развитое педагогическое мышление гарантирует развитие педагогического прогнозирования, педагогического самоанализа и других профессионально значимых качеств.

В ряде специальных научных работ рассматривается сущность отдельных качеств: педагогического мышления (Ю.Н. Кулюткин), педагогической наблюдательности (Л.А. Регуш), педагогического прогнозирования (В.И. Загвязинский), педагогической рефлексии (Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин). Исследователи не только рассматривают сущность важных для педагога психических качеств, но и разрабатывают подходы к их формированию и развитию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Неразумная родительская любовь
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. Любовь умиления – это самое печальное, ...

Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...

Результаты экспериментального исследования
Проведенные к группе второклассников исследования показали следующие результаты (таблица 2 в приложении 3). Как видно из диаграммы 1 (приложение 4) четверо ребят имеют высокий уровень сформированности навыков чтения вслух и про себя. Это Артамонова О., Биккулова Н., Гавриличев А. и Левицков П. Прич ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru