Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога

Развитие образования » Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии" » Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога

Страница 3

Установлено, что педагог достигает профессионализма, если у него развиты: способность к самоуправлению, смелость, решительность, умение рисковать; самоуважение и расположение к окружающим; уверенность в себе через осознание своих слабостей; реалистичность, адекватность самооценки; общение с людьми, которые в него верят и будят энтузиазм; сильная воля, умение концентрировать энергию на главном направлении; умение сконцентрироваться на деятельности и на цели; высокий уровень саморегуляции как исполнение того, что намечено; умственная активность и пластичность как умение перестраивать свое поведение в изменяющихся условиях; самолюбие как движущая сила личности и способ соотнесения себя с социальным миром.

Кроме того, для высокого профессионала характерны: наличие конкретной и высокой цели, что генерирует дополнительную энергию; готовность к жертвам; организованность и точность, рациональная самодисциплина; установка на успех, умение выложиться до конца и бить в одну точку; воодушевленность; переход на более высокий уровень сравнения - сравнения себя с самим собой, по принципу "Я" и "Я" .

Профессионализм предполагает наличие комплекса потенциально высоких способностей: академических, исследовательских, творческих, познавательных, социальных (управленческих) и эмоциональных (Н.Ф. Горчакова).

Во многих разделах психологии способности рассматриваются как сложное явление: - это и индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков, и такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения соответствующей деятельности, и особая чувствительность человека к восприятию окружающего мира с соответствующей адекватной реакцией на него (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.).

В последнее время способности рассматриваются как особое психологическое свойство функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности, характеризующейся точностью, надежностью, скоростью функционирования.

Изучение и развитие профессиональных способностей представляет собой одну из целей профессиональной подготовки и одну из проблем высшей педагогики и психологии. Исследования Ю.М. Орлова (1984) показали, что если эмоциональное значение поощрения за успех сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу эмоционально более значимо, чем поощрение за успех, то постепенно формируется стремление избегать неудачи. Стремление же к самосовершенствованию - это естественное, присущее человеку от природы стремление.

В педагогической науке в настоящее время накоплено значительное количество информации о личности учителя, ее качествах и свойствах, выполняемых ею функций и направлениях развития (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Куликова, А.И. Щербаков и др.).

Кроме того, бытует вполне обоснованное мнение о том, что специалист педагогической сферы транслирует накопленный предшествующими поколениями асоциальный опыт молодому поколению, поэтому составлять полный перечень социально значимых качеств, которыми он должен обладать, дело бесперспективное и методологически несостоятельное.

В настоящее время существуют лишь общие представления об индивидуальном стиле деятельности учителя, и возникает насущная необходимость в дальнейшем научном анализе и изучении этого педагогического феномена.

Очевидно, что педагогическое образование в таком случае должно строиться на идеологии развития (саморазвития), а не просто воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы образования.

Процесс профессиональной подготовки педагогов должен соответствовать требованиям времени и качественно изменяться как содержательно, так и технологически.

Технология - категория процессуальная, поэтому ее изменение означает изменение не только лежащих в ее основе процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.

Обращаясь к величине, характеризующей отношение времени жизни технологии и времени жизни специалиста, можно выделить несколько характерных подходов к самой подготовке будущих специалистов учителей «Технологии».

Ведущей формой учебной деятельности является лекция, которая подкрепляется практическими занятиями, а основным психологическим новообразованием - знание и умение его использовать. Адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности осуществляется путем постоянного пополнения знаний через систему повышения квалификации учителя.

Индивидуальность профессионала характеризуют не только свойства и качества. Сам факт их присутствия в психике человека еще не все раскрывает в его индивидуальности. Важным ее критерием выступает индивидуальный стиль работы. Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех компонентах педагогической деятельности. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции учителя в педагогическую среду, сравнения себя с другими педагогами. Каждый учитель отличается от других выбором и комбинацией способов преподавания, отношением к детям, динамикой и траекторией движения, уровнем притязаний, характером ошибок и затруднений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru