Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.
Рамки данной работы не позволяют полностью раскрыть индивидуально-личностный набор стиля педагогической деятельности специалистов – учителей «Технологии», но мы остановимся на анализе основных и специфических свойств их личности.
Складывающийся стиль педагогической деятельности — это психическое образование, являющееся целостной системой и удовлетворяющее всем системным требованиям областей педагогики и психологии.
В психологии индивидуальный стиль рассматривается как устойчивое сочетание мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования педагогической деятельности учителя.
Индивидуальность предполагает особый стиль деятельности, складывающийся в целом из известных теории и практике приемов; такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровнем его профессионализма.
Наличие индивидуальных стилей педагогической деятельности характеризует влияние индивидуального проявления сфер человека на осуществление им профессиональной деятельности. В зависимости от того, каков уровень развития того или иного свойства психики, какое свойство оказывается в данный момент доминирующим, деятельность приобретает ту или иную направленность, ту или иную особенность (свойство). Иначе говоря, индивидуальный стиль педагогической деятельности отражает характерную черту индивидуальности самого педагога.
В современных условиях стиль деятельности учителя приобретает дополнительные критерии. Творчески и гуманистически ориентированная индивидуальность может опережать требования профессии и видеть перспективы ее развития, характеризоваться способностью к внутренней социальной ответственности, к индивидуальному самостоятельному выбору.
Творческая индивидуальность педагога характеризуется тем, что в силу индивидуальных особенностей его развития (научного склада мышления, творческого отношения к делу, стремления к самореализации и др.) профессиональная деятельность такого педагога отличается от работы его коллег поисками новых оригинальных подходов и средств.
Яркими представителями творческих индивидуальностей среди педагогов являются учителя-новаторы. Творческая индивидуальность учителя была предметом специального изучения в ряде исследований. Данное явление определяется как форма и результат целостного проявления индивидуальных особенностей человека, которое формируется субъектом педагогической деятельности, как интегративное личностное образование, включающее совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств.
Педагоги значительно отличаются друг от друга личными чертами и особенностями, что отражается на характере их профессиональной деятельности, которая для каждого из них является сугубо индивидуальной. Процесс формирования и становления социально-педагогической позиции педагога детерминируется его индивидуально-личностной сферой и профессионально-педагогической базой.
Профессионально-педагогическая база каждого конкретного специалиста складывается из следующих компонентов: информационного массива, методологии, типа познания и системы познания, степени социализации. Целостная совокупность этих взаимосвязанных компонентов обеспечивает профессиональную составляющую индивидуального стиля деятельности.
Включенность личности педагога в систему общественных связей и отношений, в социальную реальность порождает социальные чувства, ориентированные на преподавательскую профессию, которые проявляют себя в комплексе с духовно-нравственными переживаниями.
К таким чувствам относят морально-нравственную ответственность за результаты своего педагогического труда, готовность посвятить себя подготовке молодого поколения к жизни и труду в конкретных социальных условиях, чувства неопределенности и тревоги за результаты своего труда, дискомфорт и сомнение в правильности своих отношений и действий, стремление к духовному творчеству и осознание достоинств своей профессии и другие. Наследственные и врожденные особенности личности педагога, индивидуальный социальный опыт оказывают значительное влияние на его социализацию, которая носит ярко выраженный субъективный характер.
Условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентации, житейской философии.
Если по-прежнему учитель будет ориентирован лишь на передачу знаний, умений, навыков, усвоенных им самим, то молодое поколение неизбежно окажется не подготовленным к новым ситуациям, которые нельзя предусмотреть в ходе любого обучения.
Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...
Формирование познавательного интереса учащихся на уроках чтения
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется нед ...
Понятие чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Чтение на своем п ...