Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога

Развитие образования » Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии" » Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога

Страница 4

Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Рамки данной работы не позволяют полностью раскрыть индивидуально-личностный набор стиля педагогической деятельности специалистов – учителей «Технологии», но мы остановимся на анализе основных и специфических свойств их личности.

Складывающийся стиль педагогической деятельности — это психическое образование, являющееся целостной системой и удовлетворяющее всем системным требованиям областей педагогики и психологии.

В психологии индивидуальный стиль рассматривается как устойчивое сочетание мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования педагогической деятельности учителя.

Индивидуальность предполагает особый стиль деятельности, складывающийся в целом из известных теории и практике приемов; такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровнем его профессионализма.

Наличие индивидуальных стилей педагогической деятельности характеризует влияние индивидуального проявления сфер человека на осуществление им профессиональной деятельности. В зависимости от того, каков уровень развития того или иного свойства психики, какое свойство оказывается в данный момент доминирующим, деятельность приобретает ту или иную направленность, ту или иную особенность (свойство). Иначе говоря, индивидуальный стиль педагогической деятельности отражает характерную черту индивидуальности самого педагога.

В современных условиях стиль деятельности учителя приобретает дополнительные критерии. Творчески и гуманистически ориентированная индивидуальность может опережать требования профессии и видеть перспективы ее развития, характеризоваться способностью к внутренней социальной ответственности, к индивидуальному самостоятельному выбору.

Творческая индивидуальность педагога характеризуется тем, что в силу индивидуальных особенностей его развития (научного склада мышления, творческого отношения к делу, стремления к самореализации и др.) профессиональная деятельность такого педагога отличается от работы его коллег поисками новых оригинальных подходов и средств.

Яркими представителями творческих индивидуальностей среди педагогов являются учителя-новаторы. Творческая индивидуальность учителя была предметом специального изучения в ряде исследований. Данное явление определяется как форма и результат целостного проявления индивидуальных особенностей человека, которое формируется субъектом педагогической деятельности, как интегративное личностное образование, включающее совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств.

Педагоги значительно отличаются друг от друга личными чертами и особенностями, что отражается на характере их профессиональной деятельности, которая для каждого из них является сугубо индивидуальной. Процесс формирования и становления социально-педагогической позиции педагога детерминируется его индивидуально-личностной сферой и профессионально-педагогической базой.

Профессионально-педагогическая база каждого конкретного специалиста складывается из следующих компонентов: информационного массива, методологии, типа познания и системы познания, степени социализации. Целостная совокупность этих взаимосвязанных компонентов обеспечивает профессиональную составляющую индивидуального стиля деятельности.

Включенность личности педагога в систему общественных связей и отношений, в социальную реальность порождает социальные чувства, ориентированные на преподавательскую профессию, которые проявляют себя в комплексе с духовно-нравственными переживаниями.

К таким чувствам относят морально-нравственную ответственность за результаты своего педагогического труда, готовность посвятить себя подготовке молодого поколения к жизни и труду в конкретных социальных условиях, чувства неопределенности и тревоги за результаты своего труда, дискомфорт и сомнение в правильности своих отношений и действий, стремление к духовному творчеству и осознание достоинств своей профессии и другие. Наследственные и врожденные особенности личности педагога, индивидуальный социальный опыт оказывают значительное влияние на его социализацию, которая носит ярко выраженный субъективный характер.

Условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентации, житейской философии.

Если по-прежнему учитель будет ориентирован лишь на передачу знаний, умений, навыков, усвоенных им самим, то молодое поколение неизбежно окажется не подготовленным к новым ситуациям, которые нельзя предусмотреть в ходе любого обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Обязанности профессорско-преподавательского состава
Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем: 1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедлив ...

История Национального образования на Алтае в работах публицистов
История образования в Горном Алтае является составной частью региональной и отечественной педагогической науки. Исторический опыт обучения и воспитания в таком своеобразном по территории и народонаселению регионе интересен и специфичен, обусловлен прежде всего национальными и культурными особенност ...

Развитие детей в возрасте 5-7 лет
Для развития детей шестого и седьмого года жизниспециалисты рекомендуют использовать такие методы и средства, как игровая деятельность; физическая нагрузка и упражнения; использование конструктировов и проектирование моделей. Естественно, при планировании упражнений для детей такого возраста задани ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru