- пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность);
- темп реакций - определяет скорость протекания психических реакций и процессов: темп речи, динамику жестов, быстроту ума.
В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций, но темперамент - это различие не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.
Самая распространенная классификация темпераментов принадлежит Гиппократу, разделившему людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.
Отличные от Гиппократа системы классификации темпераментов приведены в табл.
Классификации темпераментов
Автор классификации |
Основание классификации |
Типы темпераментов |
У. Шелдон |
Структура тела определяет темперамент, который является его функцией |
Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы) Мезоморфный (из мезодермы образуются кости, мышцы, сосуды) Эктоморфный (из эктодермы развиваются кожа и нервная ткань) |
Темперамент зависит от типа телосложения |
Лептосоматик - человек с хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением; характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение) | |
К. Юнг (в версии Майерс-Бриггс) |
Темперамент основан на различных сочетаниях предпочтений, распределенных по четырем шкалам, которые характеризуют то, как человек: - восстанавливает и пополняет свою энергию - собирает информацию; - принимает решения; - какой образ жизни предпочитает |
Экстраверт - интроверт Сенсорный - интуитивный Аналитический - нормативный Решающий - воспринимающий |
Личность находится в постоянном развитии - процессе формирования и совершенствования как отдельных характеристик, так и в целом личности как социального качества индивида в результате его воспитания и социализации (взаимодействия с миром и овладения достижениями человечества).
При развитии личности можно выделить эмоциональное, интеллектуальное, когнитивное (познавательное), физическое, социальное, нравственное, профессиональное совершенствование.
Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-пре ...
Структура социально-педагогического управления в школе
Предполагаем, что для всех, изучающих науку управления и применяющих ее на практике, важно представлять себе сущность менеджмента не просто как набор методов и подходов к управлению, а как логически оправданную систему взаимосвязанных элементов, образующих структуру управленческой деятельности на п ...
Преподаватель как субъект Болонского процесса
Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса, субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для ра ...