Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Развитие образования » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития » Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Страница 2

4. Исследования связной речи проводилось в виде составления ребенком рассказа с использованием сюжетных картинок в качестве опоры. В ходе исследования задавались вопросы, которые были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывалась помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. Фиксировалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, правильного употребления грамматических форм.

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи.

Обследование проводилось как подгруппами, так и индивидуально с обязательным использованием игровых фрагментов и разнообразного дидактического материала.

По структурным компонентам языковой системы (наличие фразы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие) нами были введены обозначения уровня речевого развития: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень, уровень ниже низкого.

Высокий уровень – 24-30 баллов:

- развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, наличие правильно оформленных предложений, использование всех частей речи;

- правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных;

- все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

- интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.

Средний уровень – 16 - 24 баллов:

- развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; активная речь простые предложения, затрудняется распространять простые и строить сложные предложения; пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существ. и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

- правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных – окончаниях.

- характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

- нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов.

- незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.

Низкий уровень – 6-16 баллов:

- простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий.

- различаются некоторые грамматические формы и морфологические элементы языка.

- не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.

- Грамматический строй речи не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существ. в И. п., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ. по числам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Профессионально–педагогическая направленность обучения студентов
Курсы педагогического института по высшей математике должны: 1) в первую очередь освещать на современном научном уровне те вопросы, которые учитель излагает в школе; 2) обеспечивать широкий кругозор студентов в математике, знакомство по мере возможности с современной математикой и её задачами. Поэт ...

Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существует более 300 определений понятия "здоровье&qu ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru