- Простота и четкость ритма,
- Краткость самого стишка и отдельных строк,
- Простота и ясность знакомых детям образов,
Детям были предложены различные подвижные игры:
«У медведя во бору».
Дети гурьбой к месту, где находится «медведь» которого изображает один ребенок, и говорят:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведенное место).
«Два мороза»
Площадка делится на две половины. На 1 половине – гуляют дети, на 2 половине – сидят «2 мороза». Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз, красный нос. Я мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их ловя и уводят к себе.
В свободное время и в непроизвольной беседе учили с детьми чистоговорки:
На траве – трава, у тропинки – дрова.
Петр едет на троллейбусе, а Трофим – на трамвае.
Труба трубит, труба поет,
Трубач по улице идет.
У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.
Сначала проговаривали медленно, затем убыстряя темп контролируя дрожание кончика языка при звуках (р и рь).
Устраивали с детьми вечера загадок, предлагали детям самим придумать загадки.
Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).
Береги нос в сильный… (мороз).
Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).
Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).
Далеко от земли, ушли в море… (корабли).
В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).
Иногда из ручейка растекается… (река).
В своей работе мы использовали работу с родителями – беседы, групповые собрания, оформление папки – передвижки «Говорят наши дети», «Роль малых фольклорных форм для развития звукопроизношения». Обновили уголок для родителей, поместили рекомендации, литературу для ознакомления
Таким образом, в процессе коррекционно-воспитательной работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с ЗРР отмечаются определенные изменения. После проведения формирующего этапа исследования повторно был проведен контрольный срез, где по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования был вторично выявлен уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста с ЗРР. Фиксировалась связность речи, уровень развития словарного запаса и правильность произношения грамматических форм слов.
Работа по развитию речи проводилась в течение года. Чтобы убедится в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели контрольный эксперимент по тем же параметрам и показателям. В контрольном эксперименте участвовало 10 детей имеющие нарушения речи. Сравнительный анализ показал, что у детей с задержкой речевого развития в ходе эксперимента значительно повысился уровень речи.
Цель контрольного этапа исследования: выявить уровень развития речевого умения детей при использовании народного фольклора, как средства развитии речи детей.
Результаты анализа уровня развития речевых умений после контрольного эксперимента улучшились. Дети с ЗРР точно и правильно звукоподражали, неточных воспроизведений и замен с пропусками было значительно меньше; артикуляционные движения, фонематическая сторона речи, звуко - слоговая структура слова речи выполнялись медленно, но правильно; грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, связная речь выполнялись после стимулирующей помощи (см. приложение 8). Результаты контрольного этапа исследования нашли свое отражение в таблице 2 и рисунке 2.
Таблица 2.
Динамика уровней развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР
|
Уровень |
Этап эксперимента | |
|
Констатирующий |
Контрольный | |
|
Высокий |
0% |
0% |
|
Средний |
0% |
90% |
|
Низкий |
70% |
10% |
|
Ниже низкого |
30% |
0% |
Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая программа
Следующим шагом в исследовании стал формирующий этап, целью которого является развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Назначение программы: Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих трудности в межли ...
Проблема лидерства в творческих коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других. Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии. Лидерство - один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд, казалось бы, в ...
Роль методиста в организации управленческой деятельности
Какими же качествами руководителя должен обладать методист, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обязанностей? Васильева А.И. (8) считает, что методисту необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этог ...