Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Развитие образования » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития » Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Страница 7

- Простота и четкость ритма,

- Краткость самого стишка и отдельных строк,

- Простота и ясность знакомых детям образов,

Детям были предложены различные подвижные игры:

«У медведя во бору».

Дети гурьбой к месту, где находится «медведь» которого изображает один ребенок, и говорят:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведенное место).

«Два мороза»

Площадка делится на две половины. На 1 половине – гуляют дети, на 2 половине – сидят «2 мороза». Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз, красный нос. Я мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их ловя и уводят к себе.

В свободное время и в непроизвольной беседе учили с детьми чистоговорки:

На траве – трава, у тропинки – дрова.

Петр едет на троллейбусе, а Трофим – на трамвае.

Труба трубит, труба поет,

Трубач по улице идет.

У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.

Сначала проговаривали медленно, затем убыстряя темп контролируя дрожание кончика языка при звуках (р и рь).

Устраивали с детьми вечера загадок, предлагали детям самим придумать загадки.

Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).

Береги нос в сильный… (мороз).

Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).

Далеко от земли, ушли в море… (корабли).

В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).

Иногда из ручейка растекается… (река).

В своей работе мы использовали работу с родителями – беседы, групповые собрания, оформление папки – передвижки «Говорят наши дети», «Роль малых фольклорных форм для развития звукопроизношения». Обновили уголок для родителей, поместили рекомендации, литературу для ознакомления

Таким образом, в процессе коррекционно-воспитательной работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с ЗРР отмечаются определенные изменения. После проведения формирующего этапа исследования повторно был проведен контрольный срез, где по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования был вторично выявлен уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста с ЗРР. Фиксировалась связность речи, уровень развития словарного запаса и правильность произношения грамматических форм слов.

Работа по развитию речи проводилась в течение года. Чтобы убедится в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели контрольный эксперимент по тем же параметрам и показателям. В контрольном эксперименте участвовало 10 детей имеющие нарушения речи. Сравнительный анализ показал, что у детей с задержкой речевого развития в ходе эксперимента значительно повысился уровень речи.

Цель контрольного этапа исследования: выявить уровень развития речевого умения детей при использовании народного фольклора, как средства развитии речи детей.

Результаты анализа уровня развития речевых умений после контрольного эксперимента улучшились. Дети с ЗРР точно и правильно звукоподражали, неточных воспроизведений и замен с пропусками было значительно меньше; артикуляционные движения, фонематическая сторона речи, звуко - слоговая структура слова речи выполнялись медленно, но правильно; грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, связная речь выполнялись после стимулирующей помощи (см. приложение 8). Результаты контрольного этапа исследования нашли свое отражение в таблице 2 и рисунке 2.

Таблица 2.

Динамика уровней развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР

Уровень

Этап эксперимента

Констатирующий

Контрольный

Высокий

0%

0%

Средний

0%

90%

Низкий

70%

10%

Ниже низкого

30%

0%

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема
Постиндустриальный этап развития общества характеризуется все более интенсивным процессом глобализации. Его главным положительным аспектом является то, что человечество получило огромные возможности для резкого скачка в развитии, для улучшения качества жизни людей. За преимущественное обладание эти ...

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей раннег ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операци ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru