Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Развитие образования » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития » Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Страница 5

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Исходя из результатов констатирующего этапа исследования нами был проведен формирующий этап.

Формирование речи - не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении со взрослым. В период раннего и младшего дошкольного возраста ребенок учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Любые задержка или нарушение в развития речи отражаются на поведении, а также деятельности ребенка. Поэтому для предупреждения вторичных отклонений и максимальной реализации возрастного потенциала таким детям необходима специальная помощь.

Фольклор – прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше процент речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.

Опираясь на работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, С.С. Бухвостовой А.П. Усовой, О. Ушаковой, нами был разработана опытно-экспериментальная программа работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Цели формирующего этапа:

- Стимулировать эмоциональное, речевое и полисенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

- Формировать правильную и красивую речь у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

- Обогащать и расширять словарь детей, используя разные фольклорные жанры.

Задачи:

1. Формировать:

- невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);

- потребность в речевом высказывании для общения со взрослыми и сверстниками;

- представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;

- умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

2. Учить:

- обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении);

- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;

- использовать в речи простые по слоговому составу слова;

- называть знакомые свойства и качества предметов;

- использовать в активной речи фразы из двух-трех слов.

3. Разучивать потешки, стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).

4. Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

На занятиях происходило формирование речевых навыков детей. Систематизировался и обобщался речевой материал, приобретенный детьми в других видах деятельности, расширялся и уточнялся словарь, развивалась и активизировалась связная речь. Кроме того, осуществлялась подготовка к коррекции звукопроизношения.

При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно подключали малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся первого класса
Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания. Использование карты наблюдения. На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с п ...

Примерный дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, ус ...

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru