- Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи.
- грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных.
- не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
- ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.
Уровень ниже низкого - 0 - 6 баллов:
- фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями.
- понимание речи носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов.
- словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.
- резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков.
- слоговая структура слова грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2; ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
- фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза, фонематический слух грубо не нарушен, задания по звуковому анализу ребенку не понятны.
- неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.
Таким образом, нами с помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой было проведено исследование уровня развития речи детей четвертого года жизни с ЗРР и нормой речи.
По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные значения экспериментальной и контрольной групп. В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (приложение 4).
В таблице 1 представлены сводные результаты исследования уровня развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР и нормальным речевым развитием.
Таблица 1.
Уровни развития речи у детей четвертого года жизни (констатирующий этап исследования)
Уровень |
Группа | |
Дети с ЗРР |
Дети с нормой речи | |
Высокий |
0% |
30% |
Средний |
0% |
70% |
Низкий |
70% |
0% |
Ниже низкого |
30% |
0% |
В ходе исследования было отмечено, что высокий и средний уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка с ЗРР, что составило 0 %.
Низкий уровень показали 7 детей (70 %). Во время обследования мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий.
Способы коррекции
Звук с Подготовительный этап. Прежде чем начать обучение произношению звука с
, нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук. Подобрав два слова, например Саняи Аня, ...
Идея диалогического подхода
Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в частности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексивного управления. В психологии понятие "воздействие" связывают с изменением индивидуальног ...
Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...