Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Развитие образования » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития » Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Страница 3

- Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи.

- грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных.

- не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.

- ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.

Уровень ниже низкого - 0 - 6 баллов:

- фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями.

- понимание речи носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов.

- словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

- резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков.

- слоговая структура слова грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2; ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

- фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза, фонематический слух грубо не нарушен, задания по звуковому анализу ребенку не понятны.

- неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.

Таким образом, нами с помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой было проведено исследование уровня развития речи детей четвертого года жизни с ЗРР и нормой речи.

По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные значения экспериментальной и контрольной групп. В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (приложение 4).

В таблице 1 представлены сводные результаты исследования уровня развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР и нормальным речевым развитием.

Таблица 1.

Уровни развития речи у детей четвертого года жизни (констатирующий этап исследования)

Уровень

Группа

Дети с ЗРР

Дети с нормой речи

Высокий

0%

30%

Средний

0%

70%

Низкий

70%

0%

Ниже низкого

30%

0%

В ходе исследования было отмечено, что высокий и средний уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка с ЗРР, что составило 0 %.

Низкий уровень показали 7 детей (70 %). Во время обследования мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Способы коррекции
Звук с Подготовительный этап. Прежде чем начать обучение произношению звука с , нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук. Подобрав два слова, например Саняи Аня, ...

Идея диалогического подхода
Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в частности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексивного управления. В психологии понятие "воздействие" связывают с изменением индивидуальног ...

Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru