Методика проведения формирующего эксперимента

Страница 2

воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

При проведении занятий по изобразительной деятельности педагогу следует учитывать возрастные и индивидуальные возможности дошкольников с ЗПР, а также требования программы. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связывать с такими разделами программы воспитания и обучения детей с ЗПР, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, с музыкальным, трудовым, физическим воспитанием. Так, при прохождении тем «Домашние и дикие животные», «Насекомые» дети могут рисовать рыб, бабочек (монотипия), котенка (печатание бумагой), других животных.

С разделом «Родная природа», темой «Времена года» связаны такие занятия по рисованию, как «Зима» , «Осенний лес», «Лето» и другие. В процессе прохождения темы, посвященной изучению ближайшего окружения, педагог может предложить нарисовать свою улицу, город (коллективная работа, выполненная в смешанной технике).

Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность, педагог может читать стихи, загадывать загадки, придумывать различные сюрпризные и игровые моменты; так, к дошкольникам могут приходить в гости различные сказочные персонажи: Снеговик, Весна, фея Фантазия, Краски и т. д. Хорошо в конце занятия обыгрывать полученные изображения.

При проведении занятий, связанных с нетрадиционными техниками рисования, рекомендуем давать детям прослушивать музыкальные произведения. Затем в рисунках они постараются отразить свои эмоциональные переживания, вызванные музыкой.

Для предупреждения утомления, профилактики нарушения осанки в структуру занятия полезно включать физкультминутки. Их целесообразно проводить перед началом самостоятельной работы - тогда дети не будут отвлекаться. В физкультминутку могут быть включены игры на развитие мелкой моторики рук, имитационные двигательные упражнения, движения, которые выполняются по ходу чтения стихотворного текста. Например, при проведении занятия «Дерево осенью» (печатание листьями деревьев) можно использовать следующее упражнение. Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения:

Ветер тихо клен качает, (взмах руками вперед-вверх и обратно) Влево - вправо наклоняет, (покачивание руками над головой) Раз - наклон и два - наклон, (наклоны корпусом) Зашумел листвою клен, (быстрые движения кистями рук над головой)

Таким образом, содержание физкультминуток перекликается с темами занятий. Роль взрослого заключается в создании развивающей среды, в обогащении детей знаниями и представлениями об окружающем мире, в организации и проведении различных мероприятий (экскурсий, наблюдений, чтении художественной литературы и т.д.

В ходе вступительной беседы необходимо выяснить у детей, чем бы они сами хотели заниматься, что узнать, чем больше нравится рисовать. Учесть пожелания детей в работе.

Мы предлагаем ряд занятий по изобразительной деятельности со старшими дошкольниками с ЗПР, включающий задания по развитию творческих способностей, которые подразумевают следующие основные цели и задачи:

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, комбинировать.

Развитие фантазии, творческого воображения. Обогащение эмоциональной сферы.

Использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Первый период включал в себя блок занятий, направленных на развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать.

Каждое занятие в процессе всего обучающего эксперимента включало в себя обязательные элементы:

Вводная часть, в процессе которой на протяжении всего эксперимента реализовывались такие задачи, как – создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу; мотивация детей на выполнение задания через создание интересной ситуации или прием удивления. Методы, используемые на данном этапе занятия в основном беседа, рассказ, наблюдение, иллюстрация. Примеры вводной части:

Страницы: 1 2 3 4 5

Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-пре ...

Произведения М. Пришвина на уроках чтения как средство развития познавательного интереса
При подготовке к свободному пересказу рассказа М. Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого п ...

Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе
В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников. Исследовательская деятельность дает учащимся творческий импульс к постоянном ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru