Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 7

Существуют объективные психолого-педагогические предпосылки для включения старшеклассников в исследовательскую работу непосредственно в школе. К психологическим относятся следующие:

Период ранней юности наиболее сензитивен для овладения методами ведения исследовательской работы. Перед старшеклассником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути.

Интеллектуальный потенциал в старшем подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления старшеклассника от взрослого заключается лишь в том, что у первого меньше жизненного и интеллектуального опыта.

Рассматривая педагогические условия эффективного вхождения старшеклассника в мир научного исследования, необходимо выделить следующие:

1. Ориентация системы школьного образования в России на развитие личности каждого учащегося, его способностей, задатков и интересов.

2. Организация во многих общеобразовательных учреждениях так называемых научных обществ учащихся (НОУ).

В процессе исследования были выявлены условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. К психологическим условиям мы отнесли следующие:

Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности.

Работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

К педагогическим условиям относятся:

1. Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей, руководителей исследовательской деятельности учащихся.

2. Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся посредством работы в НОУ, участия в разработке различных проектов, творческих конкурсах и др.

Применение нетрадиционных методов в обучении.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.

Спецкурсы по основам исследовательской деятельности.

Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по предметам преподавателями ВУЗов.

Организация исследовательской деятельности встречается с рядом проблем.

Во-первых, большое количество учащихся в обычной общеобразовательной школе затрудняет работу по выявлению одаренных учеников и развитию их творческих способностей.

Во-вторых, не все школы в настоящее время ведут исследовательские работы, связанные с разработкой и реализацией программ развития школы, для чего необходимо привлечение ученых из вузов, высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства учителей школы и личная заинтересованность ее директора.

В-третьих, необходимо восстановить в средних общеобразовательных учебных заведениях должность заместителя директора школы по научно-методической работе, как организатора и координатора научно-исследовательской деятельности и учителей, и школьников.

В-четвертых, в обычной общеобразовательной школе нет достаточного попечительского фонда, способного финансировать выезд учащихся на внешкольные олимпиады, творческие конкурсы и конференции.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая ...

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Диагностика результативного компонента правовой обученности
Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное», способность распознавать». Еще в период античности люди научились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся у человека (кашель, лихорадка, шум в легких .), на основе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru