Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 7

Существуют объективные психолого-педагогические предпосылки для включения старшеклассников в исследовательскую работу непосредственно в школе. К психологическим относятся следующие:

Период ранней юности наиболее сензитивен для овладения методами ведения исследовательской работы. Перед старшеклассником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути.

Интеллектуальный потенциал в старшем подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления старшеклассника от взрослого заключается лишь в том, что у первого меньше жизненного и интеллектуального опыта.

Рассматривая педагогические условия эффективного вхождения старшеклассника в мир научного исследования, необходимо выделить следующие:

1. Ориентация системы школьного образования в России на развитие личности каждого учащегося, его способностей, задатков и интересов.

2. Организация во многих общеобразовательных учреждениях так называемых научных обществ учащихся (НОУ).

В процессе исследования были выявлены условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. К психологическим условиям мы отнесли следующие:

Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности.

Работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

К педагогическим условиям относятся:

1. Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей, руководителей исследовательской деятельности учащихся.

2. Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся посредством работы в НОУ, участия в разработке различных проектов, творческих конкурсах и др.

Применение нетрадиционных методов в обучении.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.

Спецкурсы по основам исследовательской деятельности.

Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по предметам преподавателями ВУЗов.

Организация исследовательской деятельности встречается с рядом проблем.

Во-первых, большое количество учащихся в обычной общеобразовательной школе затрудняет работу по выявлению одаренных учеников и развитию их творческих способностей.

Во-вторых, не все школы в настоящее время ведут исследовательские работы, связанные с разработкой и реализацией программ развития школы, для чего необходимо привлечение ученых из вузов, высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства учителей школы и личная заинтересованность ее директора.

В-третьих, необходимо восстановить в средних общеобразовательных учебных заведениях должность заместителя директора школы по научно-методической работе, как организатора и координатора научно-исследовательской деятельности и учителей, и школьников.

В-четвертых, в обычной общеобразовательной школе нет достаточного попечительского фонда, способного финансировать выезд учащихся на внешкольные олимпиады, творческие конкурсы и конференции.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru