Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 2

Только 9% всех опрошенных выступают с докладами по тому или иному предмету перед одноклассниками, руководствуясь своими познавательными интересами и 42% – желая получить более высокие отметки по предметам, что говорит об отсутствии целенаправленной работы по формированию мотивации к исследовательской деятельности.

В результате анализа анкетных данных было выявлено, что только 15% опрошенных нами школьников постоянно пытаются найти что-то новое по любимому предмету. Примечателен тот факт, что 42% опрошенных старшеклассников считают IX класс самым оптимальным периодом для начала исследовательской работы, и только 6% считают исследовательскую деятельность прерогативой учебы в вузе.

Настораживает то обстоятельство, что 40% опрошенных учеников X класса школы №10 г. Елабуга считают, что участие в конференциях и олимпиадах – не для них, и, что еще опаснее, не видят в этом смысла. Тогда как исследовательская деятельность рассматривается сегодня как одна из неотъемлемых функций не только учителя, но и ученика.

Школа №4 г. Елабуга и МОУ «СОШ» №1 г. Менделеевск РТ в течение нескольких лет вели работу по созданию благоприятных условий для организации исследовательской деятельности учащихся, в результате чего количество участников научно-практических конференций, олимпиад и творческих конкурсов растет. Если в 2002–2003 учебном году в Елабужской гимназии №4 их было 60 человек, то в 2005–2006 – 227, из них 164 учащихся заняли призовые места. При этом необходимо учесть, что в этом году количество учащихся школы уменьшилось на 26 человек.

В Менделеевской средней школе №1 тоже созданы условия для эффективной организации исследовательской деятельности учащихся. Если рассматривать количество участников традиционной школьной научно-практической конференции, то можно наблюдать их значительный рост. В 1994 году на I-ой конференции выступали с докладами 12 учащихся, а в 2006 их было около 90 человек. Кроме того, учащиеся школы занимают призовые места в научно-практических конференциях Всероссийского уровня: «Познание и творчество» г. Обнинск, «Поволжская научная экологическая конференция школьников» г. Казань, Российская научная конференция школьников «Открытие» г. Ярославль и др.

Анализ работы этих школ может служить основой для выявления условий, способствующих эффективной организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

С помощью преподавателей вузов в обеих школах была содана система по формированию у учащихся мотивации к исследовательской деятельности. Они читают лекции по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, как для учащихся, так и для самих учителей.

Важен тот факт, что руководителями ученических исследований ведется популяризация успехов учащихся. В исследуемых нами школах накоплен большой опыт в этом направлении. С целью популяризации достижений российской и мировой науки среди учащихся ежегодно проводится День Науки и Неделя Творчества. Это решает еще и ряд других образовательных, воспитательных и развивающих задач. Школы выпускают свое периодическое печатное издание, газету (в гимназии №4 г. Елабуга газета называется «Гимназист», в школе №1 г. Менделеевск – «В дебрях науки и около…»), что также направлено на популяризацию достижений учащихся школы. Кроме того, в холлах школ оформлены стенды «Наша гордость» и др. Всю информацию об участниках и призерах конкурсов, олимпиад и конференций, фотографии и копии дипломов хранят в папках. Регулярно проводятся встречи с учеными, преподавателями ВУЗов, научными сотрудниками музеев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Некоторые выводы содержательно-методического характера по реализации стохастической линии в основной школе
На основе всего рассмотренного и изученного материал по предложенной теме, можно сделать некоторые выводы и дать рекомендации по реализации стохастической линии в школе. Анализ учебной литературы по исследуемой теме показал, что разные авторы подошли к реализации нового содержания в учебниках по-ра ...

Описание сущности педагогического опыта, условия его использования
В моей профессиональной деятельности мне очень повезло, последние годы я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогическ ...

Способы коррекции
Звук с Подготовительный этап. Прежде чем начать обучение произношению звука с , нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук. Подобрав два слова, например Саняи Аня, ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru