Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 3

Для повышения у учащихся мотивации к исследовательской деятельности эффективным является создание соревновательных ситуаций и здоровой конкуренции, т.е. проведение школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и т.п. Например, в рамках «Дня Науки» проходят предметные конференции для старшеклассников и защита индивидуальных творческих работ, интеллектуальные игры по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также семинары, диспуты, защита рефератов и проектных работ, встречи с учеными, преподавателями ЕГПУ, которые выступают на секциях с результатами собственных предметных исследований, приоткрывая часть своей исследовательской работы для ученика.

Система поощрений – один из положительных факторов в формировании у учащихся мотивации к исследовательской деятельности. Каждый ребенок должен быть награжден. Крайне важно осознание того, что любые усилия ученика, его самые маленькие достижения в исследовательской работе будут замечены и публично отмечены. И хотя поощрение носит символический характер (благодарственные письма, грамоты, дипломы, памятные подарки), дети с нетерпением ждут этого и огорчаются, если не сделали ничего, заслуживающего награды.

В гимназии №4 проходит традиционный Парад олимпийцев – праздник чествования победителей олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов и спортивных состязаний. На этом празднике создается очень торжественная атмосфера, играет духовой оркестр. Среди приглашенных учащиеся – победители различных конкурсов, учителя, родители, представители администрации города, управления образования, ЕГПУ, шефы гимназии, социальные институты города. Лучшие из лучших удостаиваются знака «Гордость гимназии». Проведение такого рода мероприятий является хорошим стимулом для активного участия в учебной, научно-практической и творческой деятельности.

Анализ опыта работы школ свидетельствует о важности работы школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников. Тесная связь с преподавателями школы в процессе интерпретации и обсуждения результатов диагностики, а также проведение психологических тренингов для старшеклассников помогли некоторым учащимся проявить свой ранее не замеченный потенциал и в последствии принимать активное участие в работе научно-практических конференций.

Кроме этого ведется работа по повышению уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся. Развитие индивидуальных интеллектуальных возможностей учащихся – «медленный процесс». [Холодная 1997: 295] Для этого нужно время, обогащенная предметная среда, увлекающее ребенка дело, собственные активные усилия по совершенствованию своих интеллектуальных возможностей, значимый одаренный взрослый и т.д.

Поступательный процесс познания (для научного творчества) определяется такой процессуальной характеристикой, как интеллектуальная активность, понимаемая Д.Б. Богоявленской как интеллектуальная инициатива [Богоявленская 2002: 105].

Интеллектуальной инициативой Д.Б. Богоявленская называет продолжение познавательной деятельности за пределами требуемого. Она выделяет три качественных уровня интеллектуальной активности, которые обозначены ею как «стимульно-продуктивный», «эвристический» и «креативный». Важно подчеркнуть, что переход от первого уровня ко второму и третьему свидетельствует о развитии личности и появлении внутренней мотивации на повышение уровня своих знаний в области исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Аскетическая установка
Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с соб ...

Воображение как фактор системы музыкального восприятия
В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности ин ...

Модель социального управления в сфере социально-педагогической работы
социальный педагогический управление централизация Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки. Наука управления, в этом отношении мало отлича ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru