Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 5

Работа в данном направлении позволяет решить следующие задачи:

овладение умениями грамотно выполнять и оформлять работы;

подготовка к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах;

умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;

изучение методики проведения исследовательской работы;

повышение уровня познавательных интересов;

формирование исследовательских навыков;

формирование коммуникативных навыков.

Ежегодной традицией для обмена опытом работы стали встречи членов НОУ школы №1 г. Менделеевск и СНПО «Исток» ЕГПУ. Школьники неоднократно принимали участие в студенческих научно-практических конференциях.

Проанализировав опыт школ по организации исследовательской деятельности учащихся, мы выявили ряд психолого-педагогических условий, определяющих эффективность формирования опыта исследовательской деятельности.

К психологическим условиям, на наш взгляд, относятся:

Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности.

Реализация этого условия может осуществляться в том числе и с помощью лекций по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, как для учащихся, так и для самих учителей, популяризации успехов учащихся, встреч с учеными, проведени школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и системы поощрений.

Психологический мониторинг, тренинги.

Здесь очень важна работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

К педагогическим условиям, на наш взгляд, относятся:

Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей исследовательской деятьности учащихся.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Педагогическое мастерство учителя, которое все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяет учителю эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся [Никитина 2002: 43]. «Преподаватель может обеспечить формирование искомых качеств у учащихся, если обладает ими сам» – утверждает И.В. Павлова [Павлова 2006: 262].

Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности учащихся является внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога.

Учитель должен находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог-исследователь создает условия для формирования внутренней мотивации учащегося, решает любую проблему творчески, использует исследовательский подход.

Поэтому, как считает А.С. Обухов, самое важное для учителя – это не проложить и отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать имеющиеся наработки, стереотипы учебной деятельности, заниматься рефлексией, быть в поиске новизны, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности [Обухов 2001: 62].

Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогическая значимость праздников и досугов
Однако истоки праздничного действа связаны с противопоставлением праздника обычным дням - будням. В.Н. Топоров отмечал, что целью праздника было достижение оптимального состояния его участников от полноты мира и (или) Богоощущения до восстановления некоторого среднего, нейтрального обыденного уровн ...

Речевое развитие глухих и слабослышащих детей
речь развитие нарушение слух глухой Рассмотрим особенности и специфику основных этапов речевого развития глухого ребенка в сравнении его со слышащим. Условно можно выделить три основных этапа – преддошкольный, дошкольный и школьный. Преддошкольный этап речевого развития охватывает возраст до 3 лет. ...

Этапы становления технологического образования в России
Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I знач ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru