Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 5

Работа в данном направлении позволяет решить следующие задачи:

овладение умениями грамотно выполнять и оформлять работы;

подготовка к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах;

умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;

изучение методики проведения исследовательской работы;

повышение уровня познавательных интересов;

формирование исследовательских навыков;

формирование коммуникативных навыков.

Ежегодной традицией для обмена опытом работы стали встречи членов НОУ школы №1 г. Менделеевск и СНПО «Исток» ЕГПУ. Школьники неоднократно принимали участие в студенческих научно-практических конференциях.

Проанализировав опыт школ по организации исследовательской деятельности учащихся, мы выявили ряд психолого-педагогических условий, определяющих эффективность формирования опыта исследовательской деятельности.

К психологическим условиям, на наш взгляд, относятся:

Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности.

Реализация этого условия может осуществляться в том числе и с помощью лекций по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, как для учащихся, так и для самих учителей, популяризации успехов учащихся, встреч с учеными, проведени школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и системы поощрений.

Психологический мониторинг, тренинги.

Здесь очень важна работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

К педагогическим условиям, на наш взгляд, относятся:

Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей исследовательской деятьности учащихся.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Педагогическое мастерство учителя, которое все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяет учителю эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся [Никитина 2002: 43]. «Преподаватель может обеспечить формирование искомых качеств у учащихся, если обладает ими сам» – утверждает И.В. Павлова [Павлова 2006: 262].

Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности учащихся является внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога.

Учитель должен находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог-исследователь создает условия для формирования внутренней мотивации учащегося, решает любую проблему творчески, использует исследовательский подход.

Поэтому, как считает А.С. Обухов, самое важное для учителя – это не проложить и отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать имеющиеся наработки, стереотипы учебной деятельности, заниматься рефлексией, быть в поиске новизны, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности [Обухов 2001: 62].

Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Методы формирования познавательного интереса на уроках музыки и на внеурочных занятиях
Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена «интерес». В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному дви ...

Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных
Детей шестого года жизни продолжают знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующ ...

Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru