Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 5

Работа в данном направлении позволяет решить следующие задачи:

овладение умениями грамотно выполнять и оформлять работы;

подготовка к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах;

умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;

изучение методики проведения исследовательской работы;

повышение уровня познавательных интересов;

формирование исследовательских навыков;

формирование коммуникативных навыков.

Ежегодной традицией для обмена опытом работы стали встречи членов НОУ школы №1 г. Менделеевск и СНПО «Исток» ЕГПУ. Школьники неоднократно принимали участие в студенческих научно-практических конференциях.

Проанализировав опыт школ по организации исследовательской деятельности учащихся, мы выявили ряд психолого-педагогических условий, определяющих эффективность формирования опыта исследовательской деятельности.

К психологическим условиям, на наш взгляд, относятся:

Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности.

Реализация этого условия может осуществляться в том числе и с помощью лекций по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, как для учащихся, так и для самих учителей, популяризации успехов учащихся, встреч с учеными, проведени школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и системы поощрений.

Психологический мониторинг, тренинги.

Здесь очень важна работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

К педагогическим условиям, на наш взгляд, относятся:

Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей исследовательской деятьности учащихся.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Педагогическое мастерство учителя, которое все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяет учителю эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся [Никитина 2002: 43]. «Преподаватель может обеспечить формирование искомых качеств у учащихся, если обладает ими сам» – утверждает И.В. Павлова [Павлова 2006: 262].

Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности учащихся является внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога.

Учитель должен находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог-исследователь создает условия для формирования внутренней мотивации учащегося, решает любую проблему творчески, использует исследовательский подход.

Поэтому, как считает А.С. Обухов, самое важное для учителя – это не проложить и отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать имеющиеся наработки, стереотипы учебной деятельности, заниматься рефлексией, быть в поиске новизны, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности [Обухов 2001: 62].

Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...

Технология уровневой дифференциации
Одной из действующих технологий обучения русскому языку становится технология уровневой дифференциации, при которой обязателен переход от усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательности усвоения только точно указанного. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с ...

Развитиесовременнойсистемы обучения праву
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Современные ученые доказали, что процессы учения и обучения (преподавания) праву взаимосвязаны. Работа учителя эффективна ли ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru