Контрольно-измерительные материалы и интерпретация результатов тестирования

Развитие образования » Контрольно-измерительные материалы и интерпретация результатов тестирования

Страница 11

Эксцесс, (6)

где все обозначения остались прежними. Для рассматриваемого примера (см. табл. 2.6) эксцесс будет

Интерпретация. При интерпретации полученных оценок эксцесса необходимо помнить о том, что понятие «эксцесс» применимо лишь к унимодальным распределениям. Более того, интерпретация результата, указывающего на крутизну кривой распределения, возможна в сравнительно небольшой окрестности моды и теряет свой смысл по мере удаления вдоль кривой.

В том случае, когда распределение данных бимодально (имеет две моды), необходимо говорить об эксцессе в окрестности каждой моды. Бимодальная конфигурация указывает на то, что по результатам выполнения теста выборка учеников разделилась на две группы. Одна группа справилась с большинством легких, а другая с большинством трудных заданий теста. Один из наиболее важных выводов в случае бимодального распределения нацелен на коррекцию трудности заданий теста. По-видимому, в тесте недостаточно представлены задания средней трудности, позволяющие выровнять распределение баллов, приблизив его к нормальной кривой.

В заключение необходимо провести проверку значимости найденных значений асимметрии и эксцесса. Для этого необходимо добавить информацию о принимаемом уровне риска допустить ошибку в статистическом выводе. Наиболее приемлемым для педагогических измерений является уровень в 5%, который допускает ошибку в пяти случаях из ста.

Девятый шаг. Девятый шаг предназначен для вычисления показателей связи между результатами учеников по отдельным заданиям теста. При оценке качества заданий важно понять, существует ли тенденция, когда одни и те же ученики добиваются успеха в какой-либо паре заданий теста. Либо, наоборот, такой тенденции, указывающей на связь результатов, нет, и состав учеников, добивающихся успеха, полностью меняется при переходе от одного задания к другому в тесте.

Очевидно, для ответа на поставленные вопросы необходимо провести анализ данных, собрав их в таблицу. Однако такой визуальный анализ данных – дело достаточно утомительное, а для больших выборок и просто невозможное. Поэтому обычно ответ на вопрос о существовании связи между двумя наборами данных получают с помощью корреляции.

Корреляция. Корреляция в широком смысле слова означает связь между явлениями и процессами, Однако для исследования связи установить ее наличие недостаточно, необходимо также правильно выбрать ее вид и форму показателя, предназначенного для оценки меры связи между явлениями.

Связь между двумя наборами данных ?? можно выразить графически с помощью диаграммы рассеяния (рис. 2.11).

Рис. 2.11. Диаграмма рассеяния, показывающая связь результатов тестирования группы школьников по математике (X) с результатами тестирования по физике (Y). Диаграмма указывает на наличие слабой положительной связи, однако не позволяет ввести обобщенную ее меру.

Примеры различного вида диаграмм, позволяющих графически интерпретировать характер связи между наборами данных X и Y, приведены на рис. 2.12.

Рис.2.12. Графическая интерпретация видов связи.

Коэффициент корреляции Пирсона. Для повышения сопоставимости оценок показателей связи по выборкам с различной дисперсией ковариацию делят на стандартные отклонения. Таким образом, необходимо разделить на и , гдеи – стандартные отклонения по множествам X и Y соответственно. В результате получается величина, которая называется коэффициентом корреляции Пирсона:

(8)

Интерпретация. Анализ значений коэффициента корреляции в табл. 10 позволяет выделить задания 3 и 8 теста. По данным таблицы, задание 3 отрицательно коррелирует с заданиями 7, 8, 9 и 10 теста. О том, что «виновато» третье, а не другие задания теста, свидетельствует анализ значений коэффициента корреляции в столбцах с номерами семь, девять и десять. В них просматривается только один минус на месте, соответствующем заданию теста 3, которое в свою очередь отрицательно коррелирует с четырьмя заданиями теста.

Аналогичная ситуация наблюдается в столбце, соответствующем заданию 8 теста. Отрицательные значения коэффициента корреляции указывают на определенный просчет разработчиков в содержании заданий 3 и 8 теста. Наиболее распространенная причина – отсутствие предметной чистоты содержания – нередко встречается при разработке самых разных тестов.

Понятно, что предметная чистота – скорее идеализируемое, чем реальное требование к содержанию любого теста. Например, в тесте по физике всегда встречаются задания с большим количеством математических преобразований, в тесте по биологии – задания, требующие серьезных знаний по химии, в тесте по истории – задания рассчитанные на выявление культурологических знании, и т п. Поэтому говорить об отсутствии пересечения содержания заданий одной учебной дисциплины с содержанием другой в чистом виде не приходится. Можно лишь стремиться к тому, чтобы при выполнении каждого задания доминировали знания по проверяемому предмету.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...

Психологические особенности подросткового возраста в контексте формирования познавательного интереса
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деят ...

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Организация специального образования! 1. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании/' до сих пор не принят Государственной Думой. Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейско ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru