Из истории становления права как учебной дисциплины

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Из истории становления права как учебной дисциплины

Страница 3

Известные события начала XX в. в нашей стране сформировали неоднозначное отношение общественности к правовым явлениям в жизни. Идеологи революционного правосознания отстаивали идеи субъективного понимания права, а потому вера в могущественную силу права, призванного защитить человека от произвола власти и конфликтов, была подорвана. Потребность власти в правовой информированности общества отсутствовала, управлять безграмотными в юридических вопросах людьми оказывалось легче, а наказывать неугодных было проще. Неслучайно, в законах закреплялись нормы, имеющие очевидно не правовой, с точки зрения гуманности и силы права, характер (доказательством виновности человека считалось его собственное признание, применялась аналогия закона в уголовных правоотношениях, позволявшая даже при отсутствии юридической нормы подвергать уголовной ответственности людей, высылать из страны и проч.).

В 1937 г. в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина — «Конституция СССР», в рамках которой школьники изучали вопросы права. Преподавание этого курса входило в образовательную программу школы до 1961—1962 гг. Изучение Основного Закона государства было подчинено исключительно задачам политического воспитания и просвещения учащихся. Ребята знакомились с конкретными событиями в стране и за рубежом и приучались «к единомыслию в их оценках». Несомненно, курс корректировался на протяжении многих лет. А в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» обучение в школах в рамках указанного курса было нацелено именно на формирование правовых знаний у ребят. С середины 50-х годов в целях преодоления перегрузки учеников объем правового материала для изучения сокращается. В первую очередь из школьных программ были исключены вопросы теории права. Образовательная деятельность строилась на основе изучения текста юридического документа и конкретизации его с опорой на жизненные примеры.

После XX съезда КПСС в 60-е годы начался процесс обновления законодательства. Возрастает роль регулятивной функции права, что напрямую было связано с активным вовлечением граждан в охрану общественного порядка через так называемые «добровольные дружины», происходит демократизация общественной жизни страны. В этой связи появляется необходимость в правовом образовании людей, а также в обеспечении его практической направленности. Школьники стали знакомиться с некоторыми особенностями права на образование, социальное обеспечение. Впервые учебной программой было предусмотрено формирование у учащихся систем правовых знаний трех уровней: знание некоторых вопросов общей теории права; знание Конституции СССР; знание о некоторых нормах трудового, семейного, гражданского, административного и уголовного права. В курсе права 1960 г. был намечен подход к формированию у учащихся системы правовых знаний, служащих не только идеологическому заказу, но и определяющих для личности как субъекта права модели правомерного поведения. В программе предусматривались содержательные связи между компонентами правовых знаний, что помогало осознавать в процессе обучения взаимосвязь между отдельными отраслями права, увидеть внутреннее единство системы права. Предусмотренное программой изучение ряда законодательных актов расширяло возможности создания у учащихся конкретных представлений о роли законов в регулировании общественных отношений, формирования уважения к Закону. Сокращение количества часов курса вдвое, даже с учетом большей подготовленности десятиклассников по сравнению с учащимися седьмых классов к осознанному восприятию вопросов права, явно ухудшало условия преподавания права. Не было достаточного времени и на отработку правовых вопросов, особенно практической направленности, изучение текста новых законодательных актов, включенных в программу. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г. о введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях из школьного образования исключается курс «Конституция», который являлся хотя и локальной, но системой правового обучения в стране. С введением в 1962—1963 учебном году курса «Обществознание», заменившего «Конституцию» и «Основы политических знаний», коренным образом изменились условия изучения учениками вопросов права. Теперь правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей. Однако в небольшом числе школ в старших классах проводились факультативные занятия по курсу «Основы советского законодательства». В течение ряда лет правовое обучение и воспитание учащихся не считались первоочередными задачами школы и не играли самостоятельной роли в учебно-воспитательном процессе. Правда, под влиянием правоохранительных органов, констатировавших усиление преступности в стране, особенно среди молодежи, элементы правового просвещения и воспитания включаются в систему дополнительного образования. Речь шла в первую очередь о необходимости проведения правовых мероприятий во внешкольной работе с учащимися. По правовым вопросам проводятся олимпиады, организуются специальные встречи с работниками юстиции, суда, прокуратуры, МВД.

Страницы: 1 2 3 4 5

Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности
Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотив ...

Специфика социально-педагогического управления в образовательном учреждении
Социальное управление в системе образования имеет ряд особенностей. Он осуществляется в сфере педагогического «производства» и носит педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном учреждении, со ...

Рекомендуемые виды учебной деятельности
Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду. После этого учеников можно вывести на улицу для наб ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru