Из истории становления права как учебной дисциплины

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Из истории становления права как учебной дисциплины

Страница 3

Известные события начала XX в. в нашей стране сформировали неоднозначное отношение общественности к правовым явлениям в жизни. Идеологи революционного правосознания отстаивали идеи субъективного понимания права, а потому вера в могущественную силу права, призванного защитить человека от произвола власти и конфликтов, была подорвана. Потребность власти в правовой информированности общества отсутствовала, управлять безграмотными в юридических вопросах людьми оказывалось легче, а наказывать неугодных было проще. Неслучайно, в законах закреплялись нормы, имеющие очевидно не правовой, с точки зрения гуманности и силы права, характер (доказательством виновности человека считалось его собственное признание, применялась аналогия закона в уголовных правоотношениях, позволявшая даже при отсутствии юридической нормы подвергать уголовной ответственности людей, высылать из страны и проч.).

В 1937 г. в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина — «Конституция СССР», в рамках которой школьники изучали вопросы права. Преподавание этого курса входило в образовательную программу школы до 1961—1962 гг. Изучение Основного Закона государства было подчинено исключительно задачам политического воспитания и просвещения учащихся. Ребята знакомились с конкретными событиями в стране и за рубежом и приучались «к единомыслию в их оценках». Несомненно, курс корректировался на протяжении многих лет. А в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» обучение в школах в рамках указанного курса было нацелено именно на формирование правовых знаний у ребят. С середины 50-х годов в целях преодоления перегрузки учеников объем правового материала для изучения сокращается. В первую очередь из школьных программ были исключены вопросы теории права. Образовательная деятельность строилась на основе изучения текста юридического документа и конкретизации его с опорой на жизненные примеры.

После XX съезда КПСС в 60-е годы начался процесс обновления законодательства. Возрастает роль регулятивной функции права, что напрямую было связано с активным вовлечением граждан в охрану общественного порядка через так называемые «добровольные дружины», происходит демократизация общественной жизни страны. В этой связи появляется необходимость в правовом образовании людей, а также в обеспечении его практической направленности. Школьники стали знакомиться с некоторыми особенностями права на образование, социальное обеспечение. Впервые учебной программой было предусмотрено формирование у учащихся систем правовых знаний трех уровней: знание некоторых вопросов общей теории права; знание Конституции СССР; знание о некоторых нормах трудового, семейного, гражданского, административного и уголовного права. В курсе права 1960 г. был намечен подход к формированию у учащихся системы правовых знаний, служащих не только идеологическому заказу, но и определяющих для личности как субъекта права модели правомерного поведения. В программе предусматривались содержательные связи между компонентами правовых знаний, что помогало осознавать в процессе обучения взаимосвязь между отдельными отраслями права, увидеть внутреннее единство системы права. Предусмотренное программой изучение ряда законодательных актов расширяло возможности создания у учащихся конкретных представлений о роли законов в регулировании общественных отношений, формирования уважения к Закону. Сокращение количества часов курса вдвое, даже с учетом большей подготовленности десятиклассников по сравнению с учащимися седьмых классов к осознанному восприятию вопросов права, явно ухудшало условия преподавания права. Не было достаточного времени и на отработку правовых вопросов, особенно практической направленности, изучение текста новых законодательных актов, включенных в программу. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г. о введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях из школьного образования исключается курс «Конституция», который являлся хотя и локальной, но системой правового обучения в стране. С введением в 1962—1963 учебном году курса «Обществознание», заменившего «Конституцию» и «Основы политических знаний», коренным образом изменились условия изучения учениками вопросов права. Теперь правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей. Однако в небольшом числе школ в старших классах проводились факультативные занятия по курсу «Основы советского законодательства». В течение ряда лет правовое обучение и воспитание учащихся не считались первоочередными задачами школы и не играли самостоятельной роли в учебно-воспитательном процессе. Правда, под влиянием правоохранительных органов, констатировавших усиление преступности в стране, особенно среди молодежи, элементы правового просвещения и воспитания включаются в систему дополнительного образования. Речь шла в первую очередь о необходимости проведения правовых мероприятий во внешкольной работе с учащимися. По правовым вопросам проводятся олимпиады, организуются специальные встречи с работниками юстиции, суда, прокуратуры, МВД.

Страницы: 1 2 3 4 5

Современные проблемы технологического образования школьников
Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса. Одним из важнейших и необходимых условий решени ...

Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сложность феномена ...

Модульное обучение
Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное обуче ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru