Из истории становления права как учебной дисциплины

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Из истории становления права как учебной дисциплины

Страница 2
Уже в эпоху средневековья стало ясно, что познать право возможно только путем первоначального изучения общих представлений об этом. Попытки создать целостное знание о праве нашли выражение в появлении таких наук, как энциклопедия права, философия права, общая теория права. На базе научных сведений создавались и учебные дисциплины, в которых были заложены главные положения правовой действительности. Первая книга, носившая название «Энциклопедия права», принадлежит перу известного юриста Рингельберга (1541 г.) Она представляла собой общий и краткий очерк содержания всех юридических наук в совокупности. Однако первой систематической энциклопедией права, основу которой можно было взять за изучение права, многие считают произведение немецкого юриста Лагуса (1543 г.). Так определялись границы юридических наук, методы познания правовой действительности и источники права. Прошло несколько веков, прежде чем стало ясно, что нужны специальные курсы учебного характера, с помощью которых можно «вводить» обучаемого в мир права, устраняя необходимость начинать прямо с частей неизвестного целого. Краткий очерк всех отраслевых дисциплин слабо освоить азы правоведения, ибо получить краткое представление о частях еще не значит получить понятие о праве в целом. Существующие учебные курсы не способны были удовлетворить потребности в обобщенном представлении о праве.

Прогресс в области образования носил повсеместный характер. Так, например, шведское государство уже в XVI в. поставило фантастическую задачу— достичь общей грамотности и хороших знаний в области права. Однако еще древние римляне усвоили известный и сегодня афоризм: «Незнание права не освобождает от ответственности». Они сформулировали презумпцию (предположение) знания права, означающую, что любой человек, вступая в правовые отношения, очевидно, знаком с теми правилами юридического характера, которые подсказывают ему, как следует себя вести в определенной ситуации.

Своеобразные идеи о том, как нужно учить праву, возникавшие в умах известных мыслителей, накладывали неповторимый отпечаток на практический обучающий процесс. Один из основоположников гуманистической педагогики, Мишель Монтень, (1533—1592) как-то заметил: «Ничто в нашей жизни не подвергнуто столь многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую задачу». В этих словах, действительно, было заложено много смысла и нужно было искать особенные пути формирования правовых знаний у людей. Главное, как писал философ, чтобы в основе образования существовали три кита: свобода, демократия и польза. При свободном обучении наставник предоставляет своим ученикам возможность самим «просеивать через сито разума» знания, «не вдалбливая их в голову». Лишенный права на сомнение и оспаривание авторитетов, ученик может превратиться в раба, погибнув для общества. Монтень подчеркивал, как важно, чтобы у ребенка «не было жесткого учителя и обучения, радующего его душу».

В 1786 г. был принят первый Устав школы, и школьная жизнь стала официально подвергаться локальной системной правовой регламентации. Согласно этому документу, в гимназиях изучалось законоведение, предполагавшее основательное знакомство обучаемых с существующими правовыми установками и требовавшее от них неукоснительного соблюдения предписаний государственной власти.

В XIX в. образование становится еще более прагматичным, что весьма актуально соотносилось с бурным развитием промышленности, техники и науки, а значит, потребность в изучении права еще больше возрастает. Известный философ Гегель (1770—1831) выдвигает идеи о необходимости изучения отдельных отраслей знания в связи с целыми, считая, что отраслевые науки являются для целого лишь моментом его диалектического развития. Философская наука о праве, рожденная в эпоху XVII в., четко определила, что право представляет собой продукт духовной деятельности человека, а потому относится к предмету философского исследования. Общеизвестно, что основателем науки естественного права стал голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645), который признавал, что существует изменяющееся положительное право, создаваемое Богом или людьми, и неизменное естественное право, вытекающее из природы людей. На рубеже XIX и XX вв. была четко определена структура общей теории права, которая была направлена на познание государства как формы человеческого общежития и права как порядка, согласно которому должна происходить жизнь государственного общежития. Эти институты общества и следовало изучать на первых этапах знакомства с правом в выстраиваемой системе правового образования. Когда в начале XX в. в гимназиях стали вводиться дополнительные занятия, обращали внимание и на вопросы гуманитарной, в том числе правовой подготовки ребят. Педагогический Совет, правда, мог самостоятельно утверждать программу изучения предметов, а сами учителя увеличивали или сокращали разделы программы, устанавливая последовательность изучения тем, а также интенсивность освоения курса (число часов по предмету могло увеличиваться или уменьшаться по четвертям).

Страницы: 1 2 3 4 5

Отбор производств
Для осуществления политехнического обучения знакомить учащихся общеобразовательной школы с большим количеством химических производств нет никакой необходимости, так как политехнический принцип «не требует обучению всему, а требует обучения основам индустрии вообще. В общеобразовательной средней шко ...

Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...

Воспитательные традиции христианских народов
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окруж ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru