Из истории становления права как учебной дисциплины

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Из истории становления права как учебной дисциплины

Страница 4

В 1975 г. в восьмых классах общеобразовательных школ страны вводится специальный правоведческий курс «Основы Советского государства и права». С увеличением основной школы на один год этот курс был перенесен в девятый класс. Появление нового правоведческого курса расширило возможности изучения важных правовых вопросов общественной жизни. Ученики знакомились с основными правилами, сложившимися в области семейного, гражданского, уголовного, административного и конституционного права. Потенциально интересная и нужная школьникам информация сформировала очень уважительное отношение учеников к курсу. В 70-е годы XX в. правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве условия повышения правовой культуры подрастающего поколения выдвигается идея создания в средней школе системы правового образования, которая должна охватывать весь период обучения школьников с первого по десятый класс. В рамках этой системы были выделены две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной и внешкольной работы. Урокам чтения в начальной школе и занятиям по истории и обществоведению в старшей школе стало уделяться первостепенное значение с точки зрения правового просвещения и воспитания учеников. В середине 70-х годов школьное изучение права было представлено курсом «Основы Советского государства и права», задача которого была связана с формированием «гражданской ответственности, личного убеждения в необходимости строгого соблюдения моральных и правовых норм, непримиримой борьбы с антиобщественными проявлениями». Отбор правового содержания, включенного в курс, был направлен на реализацию партийно-государственного заказа — становление законопослушной личности, умеющей применить правовые знания в интересах общества. В то же время в учебном курсе права предполагалось изучать и отдельные права личности: порядок вступления гражданина в трудовую деятельность, некоторые вопросы административной и уголовной ответственности, способы защиты своих прав. Содержание правового школьного курса включало в себя блок теоретических знаний о государстве и праве, взаимосвязи права и морали; советское право разъяснялось по отраслевому принципу: от 1 до 4 часов отводилось на изучение трудового, административного, сельскохозяйственного, гражданского и семейного права. Завершался курс изучением законности и правопорядка в стране. Учащиеся работали с источниками права, произведениями В. Ленина и документами КПСС. Уделялось внимание и вопросам правового воспитания, которое понималось как организованное, систематическое, целенаправленное воздействие наличность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного активного поведения.

Главными задачами правового обучения и воспитания были определены следующие:

— формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права;

— формирование уважения к Советскому государству, праву и социалистической законности;

— привитие навыков правомерного поведения;

— воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям;

— формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права государства, общества, личности;

— формирование умения противостоять неверным взглядам на государство и право, активно и убедительно их развенчивать. Большое внимание именно в этот период становления правового образования в нашей стране было уделено определению оптимального возраста детей для начала правового обучения. Общеизвестен факт о важной функциональной роли сензитивных зон в процессе формирования личности, в период которых происходит очень быстрое развитие определенных качеств человека. Например, сензитивный период формирования речи обозначается возрастом до трех лет, математических знаний — в 10 лет, художественной гимнастики — 8—9 лет, занятий лыж

ным спортом — 18—19 лет и т. д. Большинство исследователей считают, что правовое образование детей должно начинаться очень рано. П. Давыдов доказывал, что «ребенок, не знающий никаких ограничений, не привыкший четко различать «можно» и «нельзя», часто не умеет сдерживать свои желания, даже если они противоречат нормам морали и права. Такой ребенок оказывается недостаточно подготовленным к последующей стадии нравственно-правового развития». Таким образом, обосновывается идея о том, что правовое образование в школе целесообразно начинать с первого класса. Специалисты считали, что при осуществлении задач правового образования важно сочетать словесные и деятельно-практические формы обучения для становления позитивного правосознания и правовой культуры личности. Тем не менее работа по правовому обучению и воспитанию школьников носила эпизодический характер, не складываясь в целостную систему. Она сводилась лишь к отдельным беседам, встречам, лекциям, которые иногда даже не были взаимосвязаны между собой. Методический аппарат учебных пособий и книг по правовому образованию не нацеливал учителя на реализацию межпредметных связей при изучении вопросов права, а объем учебного времени для изучения правовых вопросов был незначителен.
Страницы: 1 2 3 4 5

Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся
Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – развитие умения вести диалог с ...

Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 21 в
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежа ...

Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения включает в себя различные этапы и формы учебной-воспитательной деятельности. Одним из таких этапов является возможность получить первый реальный опыт педагогической деятельности ещё в процессе подготовки специалистов. Формой данного этапа подг ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru