Из истории становления права как учебной дисциплины

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Из истории становления права как учебной дисциплины

Страница 4

В 1975 г. в восьмых классах общеобразовательных школ страны вводится специальный правоведческий курс «Основы Советского государства и права». С увеличением основной школы на один год этот курс был перенесен в девятый класс. Появление нового правоведческого курса расширило возможности изучения важных правовых вопросов общественной жизни. Ученики знакомились с основными правилами, сложившимися в области семейного, гражданского, уголовного, административного и конституционного права. Потенциально интересная и нужная школьникам информация сформировала очень уважительное отношение учеников к курсу. В 70-е годы XX в. правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве условия повышения правовой культуры подрастающего поколения выдвигается идея создания в средней школе системы правового образования, которая должна охватывать весь период обучения школьников с первого по десятый класс. В рамках этой системы были выделены две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной и внешкольной работы. Урокам чтения в начальной школе и занятиям по истории и обществоведению в старшей школе стало уделяться первостепенное значение с точки зрения правового просвещения и воспитания учеников. В середине 70-х годов школьное изучение права было представлено курсом «Основы Советского государства и права», задача которого была связана с формированием «гражданской ответственности, личного убеждения в необходимости строгого соблюдения моральных и правовых норм, непримиримой борьбы с антиобщественными проявлениями». Отбор правового содержания, включенного в курс, был направлен на реализацию партийно-государственного заказа — становление законопослушной личности, умеющей применить правовые знания в интересах общества. В то же время в учебном курсе права предполагалось изучать и отдельные права личности: порядок вступления гражданина в трудовую деятельность, некоторые вопросы административной и уголовной ответственности, способы защиты своих прав. Содержание правового школьного курса включало в себя блок теоретических знаний о государстве и праве, взаимосвязи права и морали; советское право разъяснялось по отраслевому принципу: от 1 до 4 часов отводилось на изучение трудового, административного, сельскохозяйственного, гражданского и семейного права. Завершался курс изучением законности и правопорядка в стране. Учащиеся работали с источниками права, произведениями В. Ленина и документами КПСС. Уделялось внимание и вопросам правового воспитания, которое понималось как организованное, систематическое, целенаправленное воздействие наличность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного активного поведения.

Главными задачами правового обучения и воспитания были определены следующие:

— формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права;

— формирование уважения к Советскому государству, праву и социалистической законности;

— привитие навыков правомерного поведения;

— воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям;

— формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права государства, общества, личности;

— формирование умения противостоять неверным взглядам на государство и право, активно и убедительно их развенчивать. Большое внимание именно в этот период становления правового образования в нашей стране было уделено определению оптимального возраста детей для начала правового обучения. Общеизвестен факт о важной функциональной роли сензитивных зон в процессе формирования личности, в период которых происходит очень быстрое развитие определенных качеств человека. Например, сензитивный период формирования речи обозначается возрастом до трех лет, математических знаний — в 10 лет, художественной гимнастики — 8—9 лет, занятий лыж

ным спортом — 18—19 лет и т. д. Большинство исследователей считают, что правовое образование детей должно начинаться очень рано. П. Давыдов доказывал, что «ребенок, не знающий никаких ограничений, не привыкший четко различать «можно» и «нельзя», часто не умеет сдерживать свои желания, даже если они противоречат нормам морали и права. Такой ребенок оказывается недостаточно подготовленным к последующей стадии нравственно-правового развития». Таким образом, обосновывается идея о том, что правовое образование в школе целесообразно начинать с первого класса. Специалисты считали, что при осуществлении задач правового образования важно сочетать словесные и деятельно-практические формы обучения для становления позитивного правосознания и правовой культуры личности. Тем не менее работа по правовому обучению и воспитанию школьников носила эпизодический характер, не складываясь в целостную систему. Она сводилась лишь к отдельным беседам, встречам, лекциям, которые иногда даже не были взаимосвязаны между собой. Методический аппарат учебных пособий и книг по правовому образованию не нацеливал учителя на реализацию межпредметных связей при изучении вопросов права, а объем учебного времени для изучения правовых вопросов был незначителен.
Страницы: 1 2 3 4 5

Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи
предметный нарушение речь ребенок Ребенок с нарушениями речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и нормально развивающийся ребёнок. Однако у детей с нарушениями речи предметная деятельность имеет свои особенности. Исследователи выделяют следующие особенности пре ...

Познавательная активность
Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – зал ...

Формы тестовых заданий
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установле ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru