Таблица №2: «Законы Ньютона»
Законы Ньютона | |||
Параметр |
Первый закон |
Второй закон |
Третий закон |
Физическая система |
Макроскопическое тело |
Система двух тел | |
Модель |
Материальная точка |
Система из двух материальных точек | |
Суть закона |
Постулирует существование инерциальной системы отсчета (если ∑F = 0, то υ =const) |
Взаимодействие определяет изменение скорости ∆ υ, т.е. ∑F = ma |
Силы действия и противодействия равны по модулю, противоположны по направлению, приложены к разным телам, имеют одну и ту же природу: F 12 = -F 21 |
Примеры проявления |
Движение космического корабля вдали от притягивающих тел |
Движение планет, падение тел на землю, торможение и разгон автомобиля |
Взаимодействие тел: Солнца и Земли, Земли и Луны, бильярдных шаров |
Границы применимости |
Инерциальные системы отсчета. Макро-и-микромир. Движение со скоростями много меньше скорости света |
В разделе «Молекулярная физика» учащиеся изучают поведение качественно нового материального объекта: системы, состоящей из большого числа частиц (молекул и атомов), новую, присущую именно этому объекту форму движения (тепловую) и соответствующий ей вид энергии. Здесь учащиеся впервые знакомятся со статистическими закономерностями, которые используют для описания поведения большого числа частиц. Формирование статистических представлений позволяет понять смысл необратимости тепловых процессов.
Задача учителя рассмотреть в единстве два метода описания тепловых явлений и процессов: термодинамический, основанный на понятии энергии, и статистический, основанный на молекулярно-кинетических представлениях о строении вещества. При рассмотрении статистического и термодинамического методов необходимо четко разграничить знания, полученные в результате моделирования внутреннего строения вещества и происходящих с ним явлений и процессов. Важно показать, что эти два подхода, по сути, описывают с разных точек зрения состояние одного и того же объекта и потому дополняют друг друга.
Мировоззренческое значение раздела трудно переоценить, при его изучении происходит углубление понятия материи. Молекулы и атомы являются вещественной формой материи, объективно существующей в окружающем мире (21). Они обладают массой, импульсом, энергией. Являясь видом материи, молекулы и атомы имеют присущие материи свойства, одно из которых – движение. Частицы участвуют в особом движении – тепловом, которое отличается от простейшего механического движения большой совокупностью участвующих в нем частиц и хаотичностью. Тепловое движение описывается статистическими законами. В связи с этим важно показать школьникам различие между статистическими и динамическими закономерностями, соотношение между ними и обратить внимание учащихся на отражение в этих закономерностях категорий случайного и закономерного (18).
Проблема
структуры школьного исторического образования
В нашей стране в системе школьного исторического образования неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. С момента введения в 1993 г. концентрической структуры эта проблема всё ещё остаётся актуальной и находится в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствуе ...
Идея интегративности образования
Во-первых речь должна идти об интеграции содержания образования в современной школе. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят "конкурирующий" характер - они по логике выстраивания не дополняют друг друга (хотя это и декларируется), а противостоят - каждая - всем остальным, ...
Способы использования компьютера на уроках математики
При использовании информационных технологий в преподавании математики у учителей возникают некоторые проблемы: 1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего. 2. Иногда отсутствует методи ...