Из опыта работы лучших педагогов и методистов

Страница 5

по источникам материала (о пережитом, увиденном, услышанном самими учениками; сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и др.);

по степени самостоятельности (коллективные и индивидуальные);

по типам текста (повествования, описания и рассуждения);

по стилю (эмоционально-образные и деловые);

по тематическим группам и т.д.

В методической литературе нет общепринятой классификации видов изложений и нет единообразной терминологии. Большинство учителей и методистов придерживаются такой точки зрения: изложения могут быть близкими к тексту (или иначе: подробными или полными), сжатыми (в том числе и выборочными), с дополнительным заданием (или осложненными, или творческими, или с элементами сочинения).

Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а, следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

Согласно программе, в I–IV классах уделяется внимание двум типам сочинения – описанию и повествованию. Однако в чистом виде эти типы речи встречаются редко. Обычно тексты для чтения смешанного типа: в них есть повествование (сюжетная линия) и элементы описания или, наоборот, описание с элементами повествования и рассуждения. При обучении сочинению важно вызвать зрительный или звуковой образ описываемого предмета, живые воспоминания о каком-либо событии.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме (такова тема «Погода в октябре») или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения (такова тема «Золотая осень»). Для гармонического развития учащихся оба способа важны.

Прогулка в парк или в лес, беседа и наблюдения, учебные картины развивают воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Большое значение в обучении изложению имеет правильный выбор текста, который предварительно анализируется с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, а также с точки зрения доступности для учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Методика проведения обобщающих уроков
Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть предста ...

Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин. Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к повер ...

Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru