Из опыта работы лучших педагогов и методистов

Страница 5

по источникам материала (о пережитом, увиденном, услышанном самими учениками; сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и др.);

по степени самостоятельности (коллективные и индивидуальные);

по типам текста (повествования, описания и рассуждения);

по стилю (эмоционально-образные и деловые);

по тематическим группам и т.д.

В методической литературе нет общепринятой классификации видов изложений и нет единообразной терминологии. Большинство учителей и методистов придерживаются такой точки зрения: изложения могут быть близкими к тексту (или иначе: подробными или полными), сжатыми (в том числе и выборочными), с дополнительным заданием (или осложненными, или творческими, или с элементами сочинения).

Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а, следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

Согласно программе, в I–IV классах уделяется внимание двум типам сочинения – описанию и повествованию. Однако в чистом виде эти типы речи встречаются редко. Обычно тексты для чтения смешанного типа: в них есть повествование (сюжетная линия) и элементы описания или, наоборот, описание с элементами повествования и рассуждения. При обучении сочинению важно вызвать зрительный или звуковой образ описываемого предмета, живые воспоминания о каком-либо событии.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме (такова тема «Погода в октябре») или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения (такова тема «Золотая осень»). Для гармонического развития учащихся оба способа важны.

Прогулка в парк или в лес, беседа и наблюдения, учебные картины развивают воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Большое значение в обучении изложению имеет правильный выбор текста, который предварительно анализируется с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, а также с точки зрения доступности для учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения младших школьников
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик-Пашаев). Система развивающего обучения (РО), которая в пост ...

Развитие мышления и мотивации на уроке «открытия» нового знания
Выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей [35]: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. На уроках ...

Анализ проблемы в современной литературе
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессиональн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru