Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 3

В отличие от этого, просоциальное поведение, основанное на эмпатии (т.е. на вчувствовании в другого), является непосредственным и непроизвольным. Его мотивом становятся переживания другого человека, которые воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение и через принятие чужих переживаний как своих. Другой ребенок является здесь не средством осуществления собственных моральных качеств (как в предыдущем случае), а непосредственной целью действий ребенка. Именно в этом типе просоциального поведения реализуется действительно гуманное, личностное отношение к другому. Именно этот тип отношения к сверстнику закладывается в дошкольном возрасте. В моральные знания входят также представления людей о санкциях за нарушение норм, их соразмерности проступку и их справедливости.

В реальной жизни моральное поведение и моральные знания, разумеется, связаны между собой. Нельзя сознательно следовать норме, если человек ее просто не знает. Однако даже превосходное знание норм вовсе не гарантирует их соблюдения и может уживаться с их постоянными нарушениями. Мораль, являясь важной сферой любой культуры, направлена на то, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между людьми. А моральные принципы формируют самое общее понимание таких отношений. Например, «все люди равны и обладают некоторыми одинаковыми правами» или «люди не равны, и одни обладают большими правами, чем другие». Основание для такого неравенства в разных культурах могло служить знатное происхождение, предначертание свыше, особые способности. Подобное неравенство признавалось всеми и считалось столь же естественным и необходимым, как права человека в современном мире.

В ходе исторического развития содержание моральных требований менялось, и порой очень существенно. Но, по сути, в них всегда фиксировалась необходимость того, чтобы удовлетворение желаний и интересов одних людей не наносило ущерба общественно признанным правам и интересам других. Мораль тесно связна с пониманием обязанностей и ответственности людей друг перед другом. Признание своих обязанностей и своей ответственности относительно других и является тем общим психологическим фоном, на котором становятся возможными свободный моральный выбор и моральный поступок – отказ от своих интересов во имя общих ценностей [32,78].

Поэтому существование морали основывается на признании прав других и своих обязанностей по отношению к другим. Все это невозможно без взаимной доброжелательности и уважения друг друга. Трудно соблюдать нормы морали на фоне глубокой взаимной ненависти и презрения. Поэтому установление доброжелательных взаимоотношений с другими является необходимым условием и предпосылкой морального становления ребенка и одной из важнейших задач его морального воспитания.

Основными целями морального воспитания мы считаем достижение к семи годам следующих результатов в поведении ребенка:

- становление культуры поведения, которое представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуациях;

- овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению (отрицательного);

- возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыта использования положительных групповых норм [5, 11].

Долгое время считалось, что полноценное моральное поведение превосходит психологические возможности дошкольников. И в качестве самостоятельной задачи морального воспитания оно практически не ставилось. Работы отечественных психологов за последние 25 лет убедительно показали: старшим дошкольникам поступки такого рода вполне доступны. Более того, можно утверждать, что если мы «упустим» этот период и не сформируем у детей в возрасте между шестью и семью годами простейшие формы морального поведения, то добиться этого результат позже будет значительно сложнее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Специфика социально-педагогического управления в образовательном учреждении
Социальное управление в системе образования имеет ряд особенностей. Он осуществляется в сфере педагогического «производства» и носит педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном учреждении, со ...

Задачи и содержание ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами
Задачи и содержание ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами отражены в программах по дошкольному воспитанию и обучению детей. Согласно письму МОН "Про організацію та зміст навчально-виховного процесу в дошкільних навчальних закладах – від 06 червня 2005 року № 1/ 9 – 30 ...

Некоторые выводы содержательно-методического характера по реализации стохастической линии в основной школе
На основе всего рассмотренного и изученного материал по предложенной теме, можно сделать некоторые выводы и дать рекомендации по реализации стохастической линии в школе. Анализ учебной литературы по исследуемой теме показал, что разные авторы подошли к реализации нового содержания в учебниках по-ра ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru