Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 5

Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их. В то же время, преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем. Можно сказать, что положительный или отрицательный моральный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому именно в дошкольном возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.

Психологические предпосылки морального поведения. Что же представляет собой моральный поступок психологически? Моральным является выбор поступка, отвечающего принципам морали, но требующего при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.

Это значит, что человек может, во-первых, поступить двумя различными способами – или подчиниться требованиям морали вопреки своим интересам, или удовлетворить свои желания вопреки моральным нормам. Во-вторых, он должен сделать этот выбор сам, в отсутствии внешнего контроля и принуждения. Речь идет об определенном психическом образовании, о так называемом образе-Я, т.е. каким человек сам себя видит, какого его представление о себе. В данном случает личность 1) считает себя порядочным человеком; 2) гордится этим качеством и не поступится этой гордостью даже ради определенной выгоды; 3) противопоставляет себя кому-то, кто не обладает порядочностью и готов совершить недостойный поступок, на кого этот человек не похож и походить не хочет. Иными словами, он осуждает отсутствие порядочности, и у него есть некоторый отрицательный образ, на который он сам не похож и от которого он отталкивается. Вот это желание сохранить уважение к себе, не уподобиться тем, кого человек презирает, является более реальным побудителем морального поступка, чем просто знание того, что считается хорошим, а что плохим [5, 45].

Поэтому можно предположить, что психологически моральный поступок зависит от того, какие качества человек в себе видит и насколько он дорожит наличием у себя этих качеств, т.е. можно сказать, что моральный поступок определяется образом-Я человека, содержанием этого образа и тем, как человек относится к этому содержанию.

Применимы ли эти психологические механизмы к дошкольнику?

Одним из важных психологических условий морального поступка является собственная отрицательная оценка себя в случае воображаемого нарушения нормы: «Я буду плохим, если я возьму себе больше игрушек». Экспериментальные исследования показали, что дети, соблюдавшие норму, оценивали себя в случае ее воображаемого нарушения как «плохих» или «очень плохих». Те, кто ее устойчиво нарушал, оценивали себя как «хороших» или «очень хороших» в случае и реального нарушения, и воображаемого соблюдения. Иными словами, их высокая самооценка никак не зависела от их моральных поступков. Таким образом, для правильного морального выбора необходимо, во-первых, представить себе оба возможных поступка: сказать правду или солгать? Поделить поровну или оставить себе больше? Представление об этой альтернативе обязательно должно быть. Выбирая тот или иной вариант при полном отсутствии контроля и принуждения, человек оценивает себя с точки зрения соблюдения или нарушения нормы. Содержание образа-Я и является критерием такой самооценки. Например, я считаю себя честным человеком, ценю в себе эту черту и уважаю себя за нее [11,134].

Итак, основными психологическими условиями морального выбора являются:

- содержание образа-Я (в него должно входить представление о наличии у себя моральных качеств и одобрение их в себе);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Организация, проведение и основные результаты контрольного этапа эксперимента
Цель эксперимента: выявить уровень усвоения материала учащихся 2 «А» и 1 «А» классов по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», подтвердить гипотезу об эффективности серии дидактических игр для создания сознательного и прочного усвоения знаний учащимися начальных классов на уроках матема ...

Подготовка к изучению химических производств
В процессе изучения химических производств, как и во всей учебно-воспитательной работе школы, решающую роль играет учитель. Без достаточно полного и четкого знания учителем технологии химического производства политехническая подготовка учащихся неминуемо примет абстрактный, формальный характер. В ч ...

Психологические требования сферы деятельности к человеку
Психологические требования к профессии юрист. -умение поставить себя на место клиента (юрист не должен, безразлично относится к той или иной проблеме) -эмпатия (умение сочувствовать) -хорошее настроение, самочувствие в процессе работы с людьми, если юрист чувствует недомогание, то он не сможет помо ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru