Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 4

Приведем результаты некоторых исследований, свидетельствующие о способности старших дошкольников к свободному, сознательному моральному выбору. В работах В.С. Мухиной детям предлагали тянуть билеты, предварительно сказав, что на одном из них есть условный значок, а вытянувший такой билет получит приз (фломастеры, игрушка или еще что-либо достаточно привлекательное для детей). Каждый ребенок должен был развернуть билет так, чтобы никто не смог увидеть, есть ли на нем заветный значок, смять или порвать его, выбросить в урну и только после этого объявить, какой билет ему достался. Проверить правдивость его слов было невозможно, если бы не одно обстоятельство: все билеты были пустые. Поэтому те, кто утверждал, что на его билете был значок, заведомо лгали, и тем не менее они всегда получали приз, и никто не пытался уличить их во лжи. Большинство детей говорили правду [27,43].

В исследованиях Е.В. Субботского детям предлагалось в отсутствии взрослого достать из ведерка шарик, пользуясь только специальной лопаткой, и ни в коем случае не помогать себе рукой. Затем ребенок сообщал взрослому, достал ли он шарик и как ему удалось это сделать. Те, кто действовал только лопаткой, должны были получить конфету. Однако лопатка была сделана так, что достать ею шарик было физически невозможно, и, кроме того, за детьми наблюдали через особое устройство. В этих условиях только около 30% детей говорили неправду [25,34].

В экспериментах Л.Г. Лысюк ребенок получал две конфеты. После этого в комнату приходил второй ребенок, и обоим предлагалось порисовать. Автора интересовало, поделится ли первый своими конфетами с пришедшим сверстником. В другой ситуации взрослый распределял игрушки для предстоящей игры так: один получал некоторые предметы в избытке, тогда как у другого они отсутствовали. В обеих ситуациях 11% детей охотно делились со сверстниками и конфетами, и игрушками; 22% немедленно откликались на просьбы сверстников поделиться с ними. Поэтому есть все основания считать, что примерно одна треть детей склонна добровольно следовать принципу справедливости [22,64].

В исследованиях С.Г. Якобсон сидящий за ширмой ребенок делил на три части (себе и двум партнерам) 21 – 24 игрушки (машинки или кукольную одежду), которые дал ему взрослый. Делить предлагалось в любом соотношении, а партнеры не могли видеть, у кого сколько игрушек. Из 600 детей около 180 поделили игрушки поровну, примерно 260 оставили себе на несколько штук больше, а 156 детей давали другим по три-четыре игрушки, оставляя себе 15 – 16. Таким образом, почти треть детей следует принципу справедливости, несмотря на очевидный соблазн отойти от него; около 43% соблюдают его не в полной мере, и всего четверть откровенно пренебрегает принципом справедливости [19,112].

Материалы всех этих исследований показывают: правильный моральный выбор и осознанный моральный поступок в понятной и естественной для детей ситуации доступны не отдельным – исключительным – детям, а примерно трети всех детей старшего дошкольного возраста. Еще более значительная часть детей (от 40% до 50%) также способна следовать нормам, но частично и эпизодически. Около четверти всех детей всегда нарушают нормы справедливости. Однако разные формы педагогической работы обеспечивают у подавляющего большинства детей (90 – 95%) устойчивое изменение их морально негативного поведения.

Итак, в понятных и естественных для них условиях старшие дошкольники вполне способны к полноценному моральному поведению. А у тех, у кого эта способность ранее отсутствовала, ее можно сформировать. И эту возможность воспитания ни в коем случае нельзя упустить. Если та часть внутреннего мира ребенка, где может рождаться отказ от сиюминутной выгоды ради моральных принципов, не будет своевременно заполнена достойным содержанием, его место займут другие, менее желательные мысли и побуждения. Старший дошкольник достаточно часто оказывается в ситуациях морального выбора: рассказать о своей шалости или свалить вину на другого? Незаметно взять чужие игрушки, лакомство или преодолеть желание завладеть этими вещами? Обмануть сверстника при обмене игрушками или нет? Решив скрыть свой проступок, присвоить чужое, поменять испорченную игрушку на хорошую, получив от этого удовлетворение и убедившись в успешности и безнаказанности таких отступлений от морали, ребенок в следующий раз будет делать то же самое, но легче, быстрей и охотней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Воспитательная роль сочинений и изложений
С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем. Сочинения и рассказы ...

Историко-критический образ методики чтения
При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой основой методики чтения ...

Идея гуманитарно-культурологического подхода
Термин "гуманитаризация" в последнее время приобретает более широкое значение и уже не укладывается в рамки "широкого внедрения дисциплин гуманитарного цикла". Само прилагательное гуманитарный сегодня осмысливается как "свойственный человеку, человеческой природе". В т ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru