Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 7

Поэтому в целом моральные знания дошкольников обычно не вызывают педагогического беспокойства. Однако помимо моральных знаний есть еще один важнейший компонент – эмоциональное отношение к поступкам, ситуациям и требованиям, к соблюдению и нарушению норм морали. Именно это позволяет полноценно реализовать основную функцию моральных знаний - оценку. Нормы морали содержат, как известно, определенные требования и предписания того, что следует и чего не следует делать в разных обстоятельствах. Однако достаточно часто люди знают, как надо поступать, но не считаются или не согласны с этим. В этом состоит еще одна особенность моральных знаний. От признания или непризнания моральных норм зависят и собственное поведение, и оценка других.

Чем вызвано расхождение между знанием и признанием нормы? Ярче всего оно выступает тогда, когда, несмотря на знания, люди нарушают нормы, объясняя это тем, что им трудно или не хочется поступаться своими интересами. Это расхождение достаточно трудно выявить, особенно когда речь идет о детях. Очень часто их правильные ответы на вопросы, например, хорошо или плохо говорить неправду, присваивать чужие вещи и т.п., не выявляют их подлинного отношения к обсуждаемым фактам. В случае соблюдения принципа справедливости знания детей и их отношения к принципу справедливости совпадают. Положение меняется в случае его нарушения: здесь дополнительно включается личная заинтересованность. Дети видят и оценивают положение в первую очередь с точки зрения ущемления собственных интересов. «Плохо и неправильно, если я получу меньше других». Таким образом, примерно у половины старших дошкольников моральные знания не совпадают с их собственным отношением к соответствующим поступкам. Это отношение зависит от разных субъективных моментов, в том числе от собственной эгоистической заинтересованности [38,34].

Оценки соблюдения и нарушения норм морали должны быть взаимосвязаны. Это значит, что, одобряя соблюдение нормы, необходимо одновременно осуждать их нарушение. Но именно эта связь отсутствует почти у половины детей. Одобряя соблюдение нормы, они вполне положительно относятся к ее нарушению, причем и ими самими, и другими. И, наоборот, осуждая нарушение норм, они могут не приветствовать ее соблюдение. Особенно ярко это выступает в отношении к собственным действиям. Одобряя свой моральный поступок, дети не склонны осуждать собственные отклонения от тех же норм и всегда готовы найти им объяснение и оправдание. Правильные моральные знания ребенка вполне могут уживаться с моральным равнодушием ко всему, что не касается его лично. И это моральное равнодушие может остаться на всю жизнь.

Поэтому одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, помимо знакомства с нормами морали, формирование у них личного, эмоционального отношения к соблюдению и нарушению этих норм, а также взаимозависимости между одобрением и осуждением противоположных поступков: честности и, наоборот, нечестности; правдивости и, наоборот, лживости и т.д.

Каковы психологические условия появления личного отношения к конкретным случая соблюдения и нарушения моральных норм? Важным психологическим условием появления личного эмоционального отношения является сочувствие тем, по отношению к которым нарушается та или иная норма, и радость за тех, кому соблюдение нормы принесло положительные перемены.

Одним из приемов, позволяющих вызывать у детей сопереживание, является достаточно убедительный для данного возраста показ последствий конкретного соблюдения или нарушения норм по отношению к реальным людям и вымышленным персонажам. Как правило, формирование способности к сопереживанию достигается за счет чтения детям художественной литературы и обсуждения с ними поступков персонажей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Творческие способности и критерии творчества
Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка (В.А. Сухомлинский). Во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л. С. Выготским было доказано, что в каждом ребенке залож ...

Характеристика базы исследования навыка чтения в СОШ с. Новоманошкино
Чтение — это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, скорость, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость») и понимание прочитанного [16, с. 140]. Актуальн ...

Стили воспитания
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru