Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 8

Первая младшая группа (2 – 3 года). В детском саду даже самые младшие дети, так или иначе, вступают друг с другом в отношения. Их особенности в начале третьего года жизни определяются в основном тем, что в данном возрасте сверстник воспринимается скорее как занятный движущийся предмет, а не как значимый партнер по общению, в отличие от взрослого. Дети не умеют общаться друг с другом, не знают, как вести себя со сверстником. Такие действия не являются проявлением плохого отношения, агрессивности и т.п. Поводом для них могут стать вполне невинные желания взять привлекший их внимание предмет, сесть на понравившееся место или неумение занять себя чем-то более интересным. И если на пути удовлетворения таких естественных стремлений стоит сверстник, ребенок вполне может попытаться устранить это препятствие, оттолкнуть его, ударить, укусить, плюнуть и т.п., что часто наблюдается именно в данной возрастной группе.

И хотя причины подобных насильственных форм поведения мимолетны, случайны и, в общем, достаточно безобидны, способы, которые дети применяют в подобных конфликтных ситуациях, чреваты весьма серьезными последствиями. Так, повторяясь и закрепляясь, такие формы поведения, случайные вначале, переходят у части детей в привычку и порождают в группе обстановку, в которой более слабые и миролюбивые дети уже не чувствуют себя в безопасности.

В то же время, детей именно этой возрастной группы достаточно легко приобщить к некоторым групповым нормам, прежде всего к норме пресечения агрессии и насилия по отношению к другим. Приобщение детей к контролю за проявлениями агрессии у сверстников происходит так: дети, подражая взрослому, заимствуют у него те способы, которыми последний пресекает проявления детской агрессии. Принципиально важным условием такого спонтанного заимствования является форма реакции взрослого. Она должна быть такой, чтобы дети могли ее легко и естественно воспроизвести.

Когда воспитатель на все случаи агрессии реагировал словами «Нельзя!» или «Не смей!», «Ай-яй-яй!», произносимыми строгим голосом, негативные формы поведения исчезали из жизни группы. Итак, простейшие формы групповых норм могут возникать путем заимствования их у взрослого уже в первой младшей группе.

Похожим способом можно приобщить детей и к традиции выказывать сочувствие «жертвам» огорчений и неприятностей – упал и ушибся, прищемил палец, укусил комар, испугался, заплакал и т.п. Для этого достаточно призвать других детей «пожалеть» пострадавшего, погладить ребенка по голове, принести ему какую-нибудь игрушку, сказать ему от имени всех слова сочувствия и утешения. Подключаясь к действиям взрослого, дети начинают так же искренне, как все, что они делают в этом возрасте, выказывать сверстнику симпатию и сострадание.

Вторая младшая группа (3-4 года). В этой возрастной группе взаимоотношения детей, а также причины возникающих конфликтов существенно меняются. Сверстник окончательно перестает быть «просто еще одним предметом». Он становится человеком, который может вызывать симпатию своей внешностью, интерес своей игрой и т.д. Дети начинают внимательно присматриваться к действиям друг друга и подражать им, в первую очередь игровым. Одновременно увеличивается и тенденция к конфликтам. Появляются настоящие причины для столкновения интересов. Одной из таких причин становится необходимость в тех или иных игрушках и игровых атрибутах для реализации все более сложных и развернутых игровых планов и намерений детей – лечить заболевшую куклу, строить дом и гараж, тушить пожар и т.д. Одни и те же игрушки могут тогда же понадобиться другим детям для реализации их столь же увлекательных планов. Это становится серьезным основанием для столкновения интересов и возможного конфликта. Иметь в детском саду такое количество одинаковых игрушек, чтобы одновременно обеспечить все возможные игровые планы 20 детей, физически невозможно, да и не нужно. Лучше помочь детям найти разумный выход из подобных ситуаций.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Произведения М. Пришвина на уроках чтения как средство развития познавательного интереса
При подготовке к свободному пересказу рассказа М. Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого п ...

Мультимедийная и интерактивная техника
Прежде чем перейти к рассмотрению, не посредственно техники, хочется еще раз напомнить о ее положительных качествах: возможность демонстрировать презентации, а также делать пометки по ходу изложения материала, выделять, удалять, добавлять фрагменты; возможность управлять системой компьютера, и всем ...

Виды самоконтроля и их классификация
В психолого-педагогической литературе классификация самоконтроля проводится на основе разных признаков. По способам получения информации о протекании выполняемой операции все виды самоконтроля можно разделить на две группы: осуществляемые непосредственно при помощи органов чувств или непосредственн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru