Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 6

- способность осуществлять критическую моральную самооценку.

Какие из перечисленных психологических образований, обеспечивающих моральное поведение, имеются у дошкольников?

Первое условие – образ-Я и его содержание. К концу третьего года жизни наличие у детей образа-Я является совершенно очевидным. Они начинают вполне осмысленно употреблять слово «Я», понимают, что они самостоятельные, что у них есть свои желания и они готовы их отстаивать. В содержание образа-Я входят и некоторые знания о себе. У детей в шесть – семь лет появляются и собственно моральные характеристики. Так, дети упоминают среди своих качеств такие, как «добрый», «не жадный», «не злой». Наряду с этим все большее место в образе-Я начинают занимать представления о своих знаниях и умениях, которые, однако, не всегда соответствуют реальности. Образ-Я включает и отношение ребенка к тем качествам, которые, как он считает, ему присущи. Например, у каждого есть представление о своей внешности. Но одни оценивают ее очень высоко («очень красивая»); другие не обращают на внешность внимание, а третьи страдают от реальных или мнимых недостатков своей внешности. Что касается собственно моральных черт, то они осознаются старшими дошкольниками значительно хуже, чем такие качества, как сила, ловкость или конкретные умения и знания [10,57].

Второе условие – способность к критической моральной самооценке. Она также частично представлена у старших дошкольников. У них есть так называемые общая самооценка и частные самооценки. Первая отражает общее отношение к себе и практически у всех является положительной, а у большинства и весьма высокой. Частные самооценки представляют собой оценки своих возможностей и достижений в чем-то конкретном: спорте, рисовании, чтении, счете и т.д. Критическая самооценка в области морального поведения также предполагает наличие у ребенка критериев, на основе которых он оценивает свои поступки. Как правило, такими критериями являются не столько знания моральных норм, сколько положительные и отрицательные моральные характеристики, воплощенные в обобщенных образах, например, в образах Буратино и Карабаса.

Третье условие – способность заранее – до совершения поступка – соотнести его с критериями, т.е. вообразить свои возможные действия в данных условиях. Эта способность имеется почти у всех дошкольников как результат интенсивной ролевой игры. Ребенок должен не только считать, что ему присущи положительные моральные качества, но и ценить их в себе и дорожить ими. Он должен чувствовать, что, совершив некоторые поступки, он утратит эти качества и уже не сможет уважать себя. Одновременно перед его внутренним взором может возникать образ его антипода, т.е. кого-то с противоположными качествами, отвергаемыми ребенком, кому он не хочет, и не будет уподобляться.

Именно моральное содержание образа-Я, готовность к критической моральной самооценке и способность предвидеть, как тот или иной выбор скажется на отношении к себе, и являются психологическими основаниями правильного морального выбора дошкольников.

Моральные представления – наиболее изученная сторона морального развития не только у взрослых, но и у дошкольников. Дети постоянно сталкиваются с моральными требованиями и запретами: «Надо делиться», «Нельзя драться» и т.п. Они часто слышат от взрослых моральные оценки тех или иных определенных действий. В детской художественной литературе широко и разнообразно представлены описания и сопоставления одобряемых и осуждаемых моралью ситуаций, поведения персонажей и соответствующие оценки. В итоге после трех лет дети уже имеют некоторый запас моральных знаний, могут сказать, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, и правильно оценить знакомые и понятные им действия и поступки. Практически все дети достаточно быстро и легко запоминают моральные требования и могут правильно ответить на вопросы, хорошо или плохо лгать, красть, обижать малышей и т.п. Некоторые дети способны даже обосновать свои суждения, почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо [6,186].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...

Семинарские и практические занятия высшей школе
Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагае ...

Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru