Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 9

Иногда в качестве выхода предлагается способ, отчасти выполняющий функцию групповой нормы - «волшебные» слова. Если ребенку сказали «пожалуйста», он должен отдать свою игрушку. Основной недостаток этого приема состоит в том, что вежливая просьба – основание не для того, чтобы непременно отказаться от своих планов ради планов другого, а всего лишь для столь же вежливого ответа, который может быть и отрицательным.

Более продуктивной для разрешения конфликтов является помощь детям в поиске заместителей соответствующего предмета, а также в таком изменении сюжета игры, которое позволяет совместно или поочередно использовать спорные предметы. Конфликты порождаются также кризисом трех лет. Дети стремятся настоять на своем в отношениях не только с взрослыми, но и со сверстниками (где должен сидеть мишка, наблюдающий в раздевалке за детьми, и т.д.). Менее явные причины конфликтов связаны с претензиями детей на внимание взрослого и совместную игру с ним. Это выражается в попытках помешать или досадить тем, с кем в данный момент взрослый играет. Дети, не умеющие самостоятельно занять себя каким-либо осмысленным делом, находят выход своей энергии в том, что пристают к сверстникам, мешают им и т.п. Со стороны это часто выглядит как немотивированная агрессивность и порождает наиболее бессмысленные, а потому и тяжелые конфликты [3,56].

Средняя группа (4-5 лет). Существенные изменения во взаимоотношениях детей происходят на пятом году их жизни. Изменения обусловлены развитием речи и появлением эпизодического общения в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Изменения связаны со становлением сюжетно-ролевой игры, которая втягивает детей в новую систему отношений, не поддающуюся прямому влиянию взрослых, не всегда заметную для них и порождающую ряд групповых феноменов.

Какие же особенности игры в этом возрасте оказывают влияние на взаимоотношения детей? Первое – необходимость в живом партнере. Даже самая простая сюжетно-ролевая игра, например, «Семья», «Магазин», «Больница» предполагает наличие взаимозависимых ролей и участие как минимум двух партнеров (родители – дети, продавец – покупатель, врач – больной и т.п.). Второе – чтобы игра состоялась, была интересной и доставила играющим удовольствие, партнеры должны действовать согласованно. Поэтому дети быстро делятся на тех, кто предпочитает семейно-бытовые, или строительно-транспортные, или военные, или другие сюжеты. Необходимо также договориться, кто кем будет, т.е. о распределении ролей. Роль нельзя физически захватить, как, например, игрушку. В случае несогласия партнер не будет играть, поэтому его надо уговорить. И дети начинают овладевать способами оказания психического воздействия и давления друг на друга. Самым примитивным способом является упорное отстаивание своего выбора: «Я буду врачом!». Однако они прибегают и к другим способам – обещаниям последующих уступок («В другой раз ты будешь»), предложению компенсаций и т.п. Появляются несгибаемые упрямцы; виртуозы психического давления; дети, которые умеют быть гибкими: иногда уступить, иногда настоять на своем, а также те, кто почти не способен противостоять давлению сверстников [26, 98].

Однако центральным, наиболее значимым является развертывание сюжета по ходу игры, т.е. предложение новых эпизодов игры и принятие этих предложений партнерами (пошли в магазин, купили продукты или телевизор. Что с ними делать дальше? После обеда «детей» можно уложить спать, повести в цирк или на осмотр к врачу и т.д.). Индивидуальные игровые возможности детей различны: одни умеют придумывать увлекательные повороты сюжета: у других это получается хуже; третьи вообще не владеют этим умением. К хорошо играющим тянутся другие дети, у них появляется возможность выбирать партнеров. Плохо играющим детям приходится добиваться того, чтобы их приняли в игру. Из-за этого в «детском обществе» начинается расслоение на тех, кто оказывается в привилегированном положении и получает преимущества, и тех, кто, наоборот, попадает в неблагоприятную ситуацию [19, 22].

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru