Этапы становления технологического образования в России

Страница 8

Кроме того, был учрежден новый тип учебного заведения – Профессионально-техническое училище (ПТУ), в которые преобразованы ремесленные училища и фабрично-заводские семилетки. В данных учебных заведениях параллельно с профессиональной подготовкой предоставлялась и общеобразовательная. В ПТУ могли поступать лица до 30 лет.

В 1960 году в Москве был открыт НИИ производственного обучения АПН РСФСР (НИИ профессионального самоопределения молодежи РАО). Уже к середине 60-х годов стала очевидной нереальность профессиональной подготовки в школе (неготовность, как школ, так и предприятий), поэтому в 1966 году производственное обучение в школах было отменено, сократилось количество часов на трудовое обучение, снизился престиж трудовой подготовки.

Развитие научно-технического прогресса инициировало разработку в конце 70 – начале 80-х годов новой концепции трудовой подготовки (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), ориентированной на экономику страны, социальный заказ, опирающуюся на личностноориентированную модель образования. Для этого периода характерно смещение акцентов в сторону усиления системы профессиональной подготовки через работу профессионально-технических училищ, возникших в начале 50-х годов, созданную в 1975 году сеть учебно-производственных комбинатов, поиск путей соединения обучения с производительным трудом [7, с 145-160].

К 1980-1981 учебному году закончился переход к новым дифференцированным программ по трудовому обучению, с их помощью предполагалось подготовить старшеклассников к овладению профессией.

Одно из основных направлений этого периода – это укрепление взаимодействия школы и предприятий. В 1978 году принимается «положение о базовом предприятии (организации) средней общеобразовательной школы». Начиная с 1978 года, открываются профориентационные центры в городах и районах, а при министерстве просвещения создается межведомственный совет по профориентации молодежи. Реализация этой концепции требовало качественно иной подготовки учительского состава, что выразилось в создании индустриально-педагогических факультетов, где осуществлялась подготовка труда, а позже – инженерно-педагогических факультетов в технических вузах для подготовки инженеров-педагогов.

К концу 80-х годов, как отмечает В.М. Жучков, такой практико-ориентированный подход, как и предметная область «Труд» исчерпали себя и система трудового обучения опять встали на путь реформирования, что выразилось в реформе 1984 года, основной задачей которой было – совершенствование трудовой подготовки. Основная идея реформы в следующем: учащиеся получают среднее образование одновременно, овладевают профессией, и с учетом этой профессии подвести ученика к осознанному выбору дальнейшего пути. Профессиональная подготовка вводилась с 8 класса, значительно увеличивалось количество часов на трудовую подготовку. Вводится типовая программа «Основы производства», но, несмотря на увеличение количественных показателей по качеству трудового и профессионального образования, в целом реформа не принесла ожидаемого результата.

Реформа школы 1984 года в СССР была направлена на уравнение (слияние) общего и системы профессионально-технического образования с точки зрения их задач. На школу возлагались функции всеобщей профессиональной подготовки, усиление единообразия в системе профессионально-технического образования осуществлялась путем создания нового звена – среднего профессионально-технического училища (СПТУ). Для этого была расширена сеть межшкольных комбинатов [5,с. 14-19].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Особенности изограмотности как основы изодеятельности
На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков. У детей младшего дошкольного возраста происходит ...

Необходимость модернизации
Период конца ХХ — начала XXI в. ознаменовался значительными открытиями и достижениями в разных областях академической и отраслевой науки. Научный прогресс предполагает адекватные изменения в системе общего среднего образования, которое является базовым звеном в системе образования в целом. В соврем ...

Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках
Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков пр ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru