Этапы становления технологического образования в России

Страница 6

Несколько иная классификация низших технических учебных заведений предложена А.Н. Веселовым. В частности он отмечает, что основные низшие технические учебные заведения можно распределить по следующим группам:

· Низшие технические училища, готовившие младший технический персонал, мастеров, механиков, машинистов и т.д. К ним относились низшие технические училища, железнодорожные, мореходные, горные училища, художественно-промышленные школы, промышленные школы;

· Ремесленные учебные заведения, готовившие квалифицированных рабочих, ремесленников. К этой группе относились ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные заведения, ремесленные заведения с особыми уставами.

В начале ХХ века произошли изменения в содержании обучения низших технических училищах. Распространение получают ремесленные отделения при общеобразовательных учебных заведениях. Содержание обучения почти во всех учебных заведениях теперь определяется программой [10, с. 12 - 40].

Трудовая подготовка в советский период.

В начале советской власти предпринимаются попытки создания единой трудовой школы, состоящей из двух ступеней: I ступень для детей 8-13 лет, и II ступень для детей 14-17 лет. Уже в 1919 году Наркомпрос пришел к осознанию необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой трудовой подготовки. В сентябре 1919 года утверждается система школ:

v единая трудовая школа I ступени с пятилетним курсом обучения;

v общеобразовательная школа II ступени с четырехлетним курсом обучения;

v профессиональная школа с четырехлетним курсом обучения;

v институты с 4-5-летним курсом обучения;

v техникумы с трехгодичным курсом обучения.

В 20 – 30 гг. ХХ века изменяется содержание трудовой подготовки в сторону углубления изучения теоретических основ производства, что вызвано процессами индустриализации. В учебный курс вводится дисциплина «основы производства», школы прикрепляются к ближайшим предприятиям. Ведущие идеи трудовой подготовки этого периода, как отмечает В.М. Жучков, можно выразить следующим образом: труд – связующее звено между человеком и природой, трудовая школа способна обеспечить органический синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, важен развивающий аспект развития мышления, воли, характера, общетрудовых умений и навыков.

Этот подход нашел отражение в деятельности А.С. Макаренко и детских трудовых организаций, работающих под его руководством, где сочеталось трудовое и профессиональное обучение, происходило формирование навыков самообслуживания и основ производительного труда, четко прослеживалась политехническая направленность общеобразовательных дисциплин, сочетающаяся с профориентацией.

Особое внимание уделяется политехническому обучению и трудовому воспитанию, с этой целью создавались школы ФЗУ, профессиональные школы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные станции; посильную помощь оказывали фабрики, заводы и колхозы.

В период с 1926 по 1934 гг. основными типами школ I ступени выступали: школы фабрично-заводской семилетки (изучались основы промышленного труда с возможностью поступить на фабрики), школы крестьянской молодежи (осваивалось сельское хозяйство). Выпускники этих учебных заведений поступали в школу II ступени.

В 1927 году труд был введен как особый предмет, задачами которого выступали: выработка умений и навыков, общих для различных трудовых процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Виды деятельности профессорско-преподавательского состава и его нагрузка
Профессорско-преподавательский состав принимает участие в следующих видах деятельности: Учебной (образовательной), включающей в себя различные виды выполняемой аудиторной и внеаудиторной работы со студентами в рамках учебного плана. Время, отведенное на этот вид деятельности, составляет учебную наг ...

Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста
При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора содержания, которое можно определить как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Требование оптимальности предполагает использование определенной методики отбора, включающей в ...

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru