Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи

Развитие образования » Особенности развития предметной деятельности детей с речевыми нарушениями » Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи

Страница 2

11. Узость использования предметов-заменителей. Дети отдают предпочтение игрушкам, функция замещения формируется с некоторым запаздыванием.

12. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения.

13. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Например, ребенок, приняв роль больного, не может действовать в рамках этой роли до конца игры: обращается к партнеру то как к врачу, то как к Васе, переходя с уровня ролевых взаимоотношений на уровень отношений реальных.

14. Отмечаются предпочтения в выборе роли. Например, ребенок хочет быть «продавцом», потому что эта роль ему хорошо знакома, он стремиться выполнять ее всегда при игре в «магазин», отказываясь от всех других ролей.

Процесс обучения предметной и игровой деятельности детей с нарушениями речи строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Обучение базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения детей с нарушениями речи будет иметь свои особенности:

· широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения, учет индивидуальных возможностей и потенциала каждого ребенка;

· постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей;

· адаптированный темп формирования предметной деятельности у детей;

· выделение в предметном и игровом действии и в цепочках предметных и игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;

· повторность в обучении для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые ситуации, на оперирование новым материалом.

Развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи ведётся в следующих направлениях:

1. Формирование навыков предметно – манипулятивной и игровой деятельности

Предметная деятельность служит основой для формирования всех других видов детской деятельности. В ней ребенок осваивает соотносящие и орудийные действия, которые, в свою очередь, ведут к становлению ориентировочно-познавательной деятельности и появлению предпосылок к развитию речи.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая. Обращается внимание на развитие у детей интереса к игрушкам и предметно-игровым действиям, воспитание умения играть со сверстниками. Игра не только отражает наклонности и силу души ребенка, но и влияет на развитие его способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

Содержание обучения и воспитания.

• Учить детей:

– наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при его поддержке;

– обыгрывать игрушки;

– воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в нее элементы сюжетной игры;

– играть рядом, не мешая друг другу.

• Воспитывать:

– интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу взрослым;

– эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.

2. Развитие мелкой моторики

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременною речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Страницы: 1 2 3 4 5

Идея синергетического подхода
Основная задача синергетики, как научного направления (возникло в середине 70-х годов 20-го столетия), состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в тотемах самой разной природы. Изучение объекта в динамике - характерная особенность синергетики. Сине ...

Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента. Данные по методике «Лесенка» после программы. В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стал ...

Психолого-педагогические принципы развития продуктивного мышления школьников
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Мы беремся ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru