11. Узость использования предметов-заменителей. Дети отдают предпочтение игрушкам, функция замещения формируется с некоторым запаздыванием.
12. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения.
13. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Например, ребенок, приняв роль больного, не может действовать в рамках этой роли до конца игры: обращается к партнеру то как к врачу, то как к Васе, переходя с уровня ролевых взаимоотношений на уровень отношений реальных.
14. Отмечаются предпочтения в выборе роли. Например, ребенок хочет быть «продавцом», потому что эта роль ему хорошо знакома, он стремиться выполнять ее всегда при игре в «магазин», отказываясь от всех других ролей.
Процесс обучения предметной и игровой деятельности детей с нарушениями речи строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Обучение базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения детей с нарушениями речи будет иметь свои особенности:
· широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения, учет индивидуальных возможностей и потенциала каждого ребенка;
· постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей;
· адаптированный темп формирования предметной деятельности у детей;
· выделение в предметном и игровом действии и в цепочках предметных и игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;
· повторность в обучении для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые ситуации, на оперирование новым материалом.
Развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи ведётся в следующих направлениях:
1. Формирование навыков предметно – манипулятивной и игровой деятельности
Предметная деятельность служит основой для формирования всех других видов детской деятельности. В ней ребенок осваивает соотносящие и орудийные действия, которые, в свою очередь, ведут к становлению ориентировочно-познавательной деятельности и появлению предпосылок к развитию речи.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая. Обращается внимание на развитие у детей интереса к игрушкам и предметно-игровым действиям, воспитание умения играть со сверстниками. Игра не только отражает наклонности и силу души ребенка, но и влияет на развитие его способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
Содержание обучения и воспитания.
• Учить детей:
– наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при его поддержке;
– обыгрывать игрушки;
– воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в нее элементы сюжетной игры;
– играть рядом, не мешая друг другу.
• Воспитывать:
– интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу взрослым;
– эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
2. Развитие мелкой моторики
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременною речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки
личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...
Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...
Основы
государственной образовательной политики
В 1990-е гг. российское государство занимало пассивную позицию по отношению к историческому образованию. В первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы, в сущности, игнорировались руководством страны, преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы опреде ...