Необходимым условием организации исследовательской деятельности учащихся является наличие навыков научного исследования у их учителей. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Поэтому организацией исследовательской деятельности учащихся должен заниматься учитель-исследователь.
Процессу организации исследовательской деятельности старшеклассников, предшествуют такие моменты как: определение задач, содержания, форм и методов, которые бы способствовали относительно быстрому вовлечению данных учащихся в исследовательскую деятельность.
При организации исследовательской деятельности учащихся учителю предстоит решить ряд задач, основными из которых являются следующие:
– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
– сформировать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
– сформировать умения и навыки ведения исследовательской работы;
– приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
– сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить;
– развить коммуникативные способности;
– создать условия для расширения среды общения и получения информации.
Для того чтобы старшеклассник захотел участвовать в научно-исследова-тельской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть он должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.
Наиболее распространенными формам организации исследовательской деятельности учащихся в школе являются: НОУ, теоретические занятия (в том числе по методологии исследования), написание научных квалификационных работ (рефератов, докладов, тезисов, статей), диспут, предметные кружки (факультативы), практические занятия, творческие занятия и др.
Среди критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности выделяют:
– креативность, в том числе и в отношении мышления;
– стремление старшеклассника к поисковой деятельности;
– усердие;
– готовность отстаивать свои убеждения;
– самокритичность;
– дивергентное мышление;
– способность разрабатывать гипотезу научного исследования, то есть видеть проблему и находить способ ее решения;
– участие в научно-исследовательских конференциях;
– творческий оптимизм-то есть ориентировка на успех, позитивный настрой;
– динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей и др.
Рассматривая психолого-педагогические предпосылки подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности, особое внимание следует обратить на возрастные характеристики школьников, а также связанные с ними и психологически обусловленные ими основные виды деятельности.
Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся способствовал выявлению ряда психолого-педагогических условий для повышения эффективности организации исследовательской деятельности учащихся.
К психологическим условиям относятся:
Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности, которое предполагает чтение лекций по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, как для учащихся, так и для учителей; популяризацию успехов учащихся; организацию встреч с учеными; проведение школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов; разработку системы поощрений и др.
Изготовление самодельного походного снаряжения
Здесь мы ограничимся описанием изготовления простейших снего- и болотоступов и рюкзаков, которые могут пригодиться потерпевшим бедствие во время переходов. Примитивные снегоступы представляют из себя овальной формы деревянную раму и натянутый на нее переплет. Рама выгибается из сырых веток орешника ...
Понятие о воспитании коллектива
Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения: 1. Коллектив не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности ...
Методы формирования
самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских
На уроках для формирования самоконтроля используются различные методы обучения. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. ...